Ориентиры молодежи в выборе профессионального образования: тенденции и вызовы профориентации (по материалам анкетного опроса)

Авторы

  • Ирина Николаевна Бухтиярова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0003-3173-929X
  • Александра Сергеевна Кондрашина Happy Job (Ферст трэйнинг групп)

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-4-258-265

Ключевые слова:

профориентация, профессиональное образование, выбор профессии, образовательные учреждения, анкетирование, молодежь

Аннотация

В условиях быстро меняющейся экономики молодежь сталкивается с необходимостью осознанного выбора профессии, что делает профориентацию важным инструментом в подготовке кадров. Понимание предпочтений и ориентиров молодежи поможет образовательным учреждениям адаптировать свои программы и методы обучения для более эффективной подготовки будущих специалистов. Цель статьи — анализ ориентиров молодежи при выборе учреждений профессионального образования и сопоставление методов профориентации с успешностью выбора будущей профессии. В исследовании приняли участие 272 молодых человека в возрасте от 16 до 30 лет, проживающих в Москве. Данные были собраны с помощью анкетного опроса на платформе Google Forms и проанализированы с использованием программного обеспечения SPSS (версия 23). В ходе анализа были классифицированы ответы респондентов по профессиям в соответствии с классификацией Е. А. Климова. К собранным данным применялся одномерный описательный анализ.

Исследование выявило интересные тренды в профориентации: респонденты ориентируются на список организаций, где студенты проходят практику, что подчеркивает значимость практического опыта при выборе учебного заведения; но при этом респонденты не часто посещают ярмарки профессии и участвуют в мастер-классах. Это приводит в итоге к отсутствию мотивации дальнейшей работы по выбранной специальности. В целом результаты показывают, что молодежь принимает во внимание разнообразные факторы при выборе профессионального образования, включая репутацию учебных заведений и возможности трудоустройства, но не всегда имеет четкое представление о специфике будущей профессии.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег? (2018) Всероссийский центр изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9235 (дата обращения 21.10.2023).

Климов, Е. А. (2010) Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 304 с.

Константиновский, Д. Л. (1999) Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: URSS, 344 с.

Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? Всероссийский центр изучения общественного мнения. (2018) [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9387 (дата обращения 21.10.2023).

Титма, М. Х. (1975) Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 198 с.

Филиппов, Ф. Р. (1980) Социология образования. М.: Наука, 145 с.

Шубкин, В. Н. (2010) Социология и общество: Научное познание и этика науки. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 424 с.

REFERENCES

Filippov, F. R. (1980) Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of education]. Moscow: Nauka Publ., 145 p. (In Russian)

Klimov, E. A. (2010) Psikhologiya professional’nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Academy Publ., 304 p. (In Russian)

Konstantinovskij, D. L. (1999) Dinamika neravenstva: rossijskaya molodezh’ v menyayushchemsya obshchestve: orientatsii i puti v sfere obrazovaniya (ot 1960-kh godov k 2000-mu) [Dynamics of inequality: Russian youth in a changing society: Orientations and paths in education (from the 1960s to 2000)] Moscow: URSS Publ., 344 p. (In Russian)

Prestizh i dokhod: kakie professii vybirayut rossiyane? [Prestige and income: What professions do Russians choose?]. Vserossijskij tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya — Russian Public Opinion Research Center. (2018) [Online]. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9387 (accessed 21.10.2023). (In Russian)

Shubkin, V. N. (2010) Sotsiologiya i obshchestvo: Nauchnoe poznanie i etika nauki [Sociology and society: Scientific knowledge and ethics of science]. Moscow: Center for Social Forecasting and Marketing Publ., 424 p. (In Russian)

Titma,M. H. (1975) Vybor professii kak sotsial’naya problema [Choosing a profession as a social problem]. Moscow: Mysl’ Publ., 198 p. (In Russian)

Vysshee obrazovanie: put’ k uspekhu ili lishnyaya trata vremeni i deneg? [Higher education: The path to success or a waste of time and money?]. (2018) Vserossijskij tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya [Russian Public Opinion Research Center]. [Online]. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9235 (accessed 21.10.2023). (In Russian)

Опубликован

27.12.2024

Выпуск

Раздел

Статьи