Особенности коммуникативных игр в процессе обучения коммуникативной грамматике студентов неязыковых факультетов вузов

Авторы

  • Ольга Сергеевна Якимчук Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-9630-6407

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-3-200-206

Ключевые слова:

игровые технологии, коммуникативные игры, грамматические игры, коммуникативная компетенция, грамматическая компетенция, коммуникативная грамматика, обучение иностранному языку в неязыковом вузе

Аннотация

Рассматриваются результаты новейших исследований в области использования коммуникативных игр как одной из наиболее эффективных игровых технологий в процессе обучения коммуникативной грамматике английского языка студентов неязыковых вузов. Дается краткая характеристика особенностей коммуникативной грамматики и ее основных аспектов. Отмечается высокий потенциал использования метода игровых технологий в процессе обучения коммуникативной грамматике, в частности, коммуникативных, грамматических и коммуникативно-грамматических игр. Отмечается, что применение коммуникативно-грамматических игр повышает эффективность формирования и дальнейшего развития грамматической компетенции как составляющего компонента коммуникативной компетенции. Приводятся различные точки зрения на проблему определения коммуникативной компетенции. Рассматриваются особенности обучения коммуникативной грамматике с применением коммуникативных и коммуникативно-грамматических игр в процессе осуществления обучения в рамках коммуникативного подхода, для которого ключевыми являются принципы речевой направленности, функциональности, ситуативности, новизны и коллективного взаимодействия. Дается описание функций коммуникативных игр и их реализация в процессе обучения коммуникативной грамматике. В заключение в статье приводится описание авторской коммуникативно-грамматической игры.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бим, И. Л. (2007) Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам. В кн.: А. В. Хуторской (ред.). Компетенции в образовании: опыт проектирования. М.: ИНЭК, с. 156–163.

Гальскова, Н. Д., Василевич, А. П., Акимова, Н. В. (2017) Методика обучения иностранным языкам. М.: Феникс, 350 с.

Гончарова, Н. Л. (2006) К вопросу об иноязычных компетенциях. Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки, № 3, с. 74–77.

Караулов, Ю. Н. (2010) Русский язык и языковая личность. 7-е изд. М.: ЛКИ, 264 с.

Миролюбов, А. А. (ред.). (2010) Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск: Титул, 464 с.

Сафонова, В. В. (2004) Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 233 с.

Соловова, Е. Н. (2002) Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 239 с.

Стрельникова, А. Б. (2015) Коммуникативная грамматика английского языка: методы преподавания в техническом вузе. Молодой ученый, № 8 (88), с. 1039–1042.

Халеева, И. И. (1989) Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высшая школа, 236 с.

Щукин, А. Н. (2007) Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: АСТ; Астрель; Хранитель, 746 с.

Hadfield, J. (2005) Intermediate communication games. London: Addison Wesley Longman Publ., 127 p.

REFERENCES

Bim, I. L. (2007) Kompetentnostnyj podkhod k obrazovaniyu i obucheniyu inostrannym yazykam [A competent approach to education and teaching foreign languages]. In: A. V. Khutorskoi (ed.). Kompetentsii v obrazovanii: opyt proektirovaniya [Competencies in education: Design experience]. Moscow: INEK Publ., pp. 156–163. (In Russian)

Galskova, N. D., Vasilevich, A. P., Akimova, N. V. (2017) Metodika obucheniya inostrannym yazykam [Methods of foreign language teaching]. Moscow: Phoenix Publ., 350 p. (In Russian)

Goncharova, N. L. (2006) K voprosu ob inoyazychnykh kompetentsiyakh [On the question of foreign language competencies]. Sbornik nauchnykh trudov Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki — Collection of Scientific Works of North Caucasus State Technical University. Series: Humanities, no. 3, pp. 74–77. (In Russian)

Hadfield, J. (2005) Intermediate communication games. London: Addison Wesley Longman Publ., 127 p. (In English)

Karaulov, Yu. N. (2010) Russkij yazyk i yazykovaya lichnost’ [Russian language and linguistic personality]. 7th ed. Moscow: LKI Publ., 264 p. (In Russian)

Khaleeva, I. I. (1989) Osnovy teorii obucheniya ponimaniyu inoyazychnoj rechi [Fundamentals of the theory of teaching foreign speech understanding]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 236 p. (In Russian)

Mirolyubov, A. A. (ed.). (2010) Metodika obucheniya inostrannym yazykam: traditsii i sovremennost’ [Methods of teaching foreign languages: Traditions and modernity]. Obninsk: Titul Publ., 464 p. (In Russian)

Safonova, V. V. (2004) Kommunikativnaya kompetentsiya: sovremennye podkhody k mnogourovnevomu opisaniyu v metodicheskikh tselyakh [Communicative competence: Modern approaches to multilevel description for methodological purposes]. Moscow: Evroshkola Publ., 233 p. (In Russian)

Shchukin, A. N. (2007) Lingvodidakticheskij entsiklopedicheskij slovar’ [Linguo-didactic encyclopedic dictionary]. Moscow: AST Publ.; Astrel’ Publ.; Khranitel’ Publ., 746 p. (In Russian)

Solovova, E. N. (2002) Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Bazovyj kurs lektsij [Methods of teaching foreign languages: Basic course]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 239 p. (In Russian)

Strelnikova, A. B. (2015) Kommunikativnaya grammatika anglijskogo yazyka: metody prepodavaniya v tekhnicheskom vuze [Communicative grammar course of English grammar: Methods of teaching at technical university]. Molodoj uchenyj, no. 8 (88), pp. 1039–1042. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.10.2024

Выпуск

Раздел

Статьи