Субъективная картина семьи у дошкольников в христианских семьях
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-3-175-182Ключевые слова:
образ семьи, содержание образа, эмоциональное отношение к семье, благополучие в семье, семьи протестантов, православные семьи, формы проявления любви в семье, межпоколенное взаимодействиеАннотация
Описаны результаты исследования субъективной картины семьи у дошкольников в христианских семьях разных деноминаций. Дана характеристика образа семьи у детей из православных и протестантских семей. Предметом исследования выступили разные структурные компоненты образа семьи. Описаны особенности содержания образа семьи у детей. Представление о семье отличается фрагментарностью, нечеткостью вне зависимости от ее типа. Дети в христианских семьях семью рассматривают как расширенную; в семьях, не относящих себя к вероисповеданию, как нуклеарную. Функции, закрепленные за семьей: духовного общения, психотерапевтическая, организации досуга и обеспечения стабильности. Проявления любви родителей к детям имеют форму тактильного контакта, эмоциональной поддержки, материального удовлетворения потребностей детей. Проявления любви детей к родителям являются зеркальным отражением форм проявления любви родителей к детям. Коннотативная сторона образа семьи представлена положительным отношением к субъектам семейной системы и к семье в целом. Дети вне зависимости от вероисповедания родителей воспринимают семью с позиции благополучия. Выявлена позитивная мотивация на создание собственной семьи у всех испытуемых. В православных и протестантских семьях наблюдаются различия в содержательном и оценочном компоненте образа семьи, характере отношения к членам семьи. Различия проявляются в восприятии роли отца в семье, а также степени эмоциональной близости прародителей. Описывается работа по психолого-педагогической поддержке старших дошкольников, требующих коррекции образа семьи с учетом специфики типа самой семьи.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Александрова, Т. В. (2016) Психолого-педагогические условия формирования «образа семьи» у дошкольников. В кн.: И. А. Писаренко (ред.). Семья и ребенок: проблемы возрастного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. СПб.: Политехника-сервис, с. 18–21.
Велиева, С. В. (2005) Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, с. 128–129, 149–151.
Демидова, Н. И. (2003) Формирование «образа семьи» у старших дошкольников. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. М., Московский городской педагогический университет, 182 с.
Костина, Л. М. (2014) Особенности проявления установок на будущую семью и родительство у сиблингов- воспитанников детского дома и их сверстников, воспитывающихся в семье. В кн.: И. А. Писаренко (ред.). Психология и педагогика субъектов семейной и социальных систем: материалы Международной научно- практической конференции. СПб.: Политехника-сервис, с. 65–68.
Николаева, Е. И. (2017) Психология семьи. 2-е изд. СПб.: Питер, 368 с.
Романова, Е. С. (2002) Графические методы в психологической диагностике. СПб.: Речь, с. 66–74.
Рыжкова, А. В. (2009) «Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 216 с.
REFERENCES
Aleksandrova, T. V. (2016) Psikhologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya “obraza sem’i” u doshkol’nikov [Psychological and pedagogical conditions for the formation of the image of the family in preschoolers]. In: I. A. Pisarenko (ed.). Sem’ya i rebenok: problemy vozrastnogo razvitiya. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Family and child: Problems of age development. Materials of the International scientific and practical conference]. Saint Petersburg: Politekhnika-servis Publ., pp. 18–21. (In Russian)
Demidova, N. I. (2003) Formirovanie “obraza sem’i” u starshikh doshkol’nikov [Formation of “family image” among older preschoolers]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Moscow City Pedagogical University, 182 p. (In Russian)
Kostina, L. M. (2014) Osobennosti proyavleniya ustanovok na budushchuyu sem’yu i roditel’stvo u siblingov-vospitannikov detskogo doma i ikh sverstnikov, vospityvayushchikhsya v sem’e [Peculiarities of the manifestation of attitudes toward a future family and parenthood among siblings in an orphanage and their peers raised in a family]. In: I. A. Pisarenko (ed.). Psikhologiya i pedagogika sub’ektov semejnoj i sotsial’nykh sistem: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Psychology and pedagogy of subjects of family and social systems: Materials of the International scientific and practical conference]. Saint Petersburg: Politekhnika-servis Publ., pp. 65–68. (In Russian)
Nikolaeva, E. I. (2017) Psikhologiya sem’i [Family psychology]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 368 p. (In Russian)
Romanova, E. S. (2002) Graficheskie metody v psikhologicheskoj diagnostike [Graphical methods in psychological diagnostics]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 66–74.
Ryzhkova, A. V. (2009) “Obraz sem’i” u detej doshkol’nogo vozrasta i ikh roditelej [Family image in preschool children and their parents]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 216 p. (In Russian)
Velieva, S. V. (2005) Diagnostika psikhicheskikh sostoyanij detej doshkol’nogo vozrasta [Diagnostics of mental states of preschool children]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 128–129, 149–151. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Татьяна Владимировна Александрова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.