Тенденции использования цифровых технологий детьми в начале XXI века: новые данные о событийности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-85-95

Ключевые слова:

социология детства, цифровизация, цифровые аборигены, Интернет, онлайн-практики, цифровые технологии

Аннотация

В жизнь человека входят новые технологии, становятся ее неотъемлемой частью. Детей, родившихся в начале XXI в., сегодня называют «цифровыми аборигенами», поскольку они выросли среди компьютерной техники, интернет-технологий и потому легко осваивают их. Исследования последних 20 лет показывают, что именно юные пользователи активнее всего осваивают интернет-пространство, и сегодня дети буквально «рождаются со смартфоном в руке». Однако можно ли с уверенностью говорить о «цифровом детстве» поколения начала 2000-х гг.? С целью выяснения особенностей взросления детей этого периода, определения возраста, в который возникали различные жизненные события, и изучения изменений, происходящих в событийности детства, для сравнения с аналогичным исследованием 2018 г. было проведено повторное исследование молодежи 17–23 лет «События вашего детства 2023». Анкета 2018 г. была доработана в соответствии с изменениями, произошедшими в обществе в течение последних пяти лет. Был добавлен блок вопросов о субкультурах, расширен список вопросов, касающихся потребительского поведения, интернет-практик и др. Результаты исследования показали, что в интернет-событийности наблюдается тенденция к снижению среднего возраста начала использования мобильных устройств и онлайн-практик. Самым «ранним» событием среди интернет- практик стало появление собственного мобильного телефона — оно происходило в 8,7 лет. Самым «поздним» — учеба на онлайн-курсах — в 15,7 лет у респондентов 2023 г. Все события, связанные с ИКТ, по-прежнему начинались в школьном возрасте. Полученные данные не подтверждают гипотезу о раннем начале использования информационных технологий детьми начала XXI в.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Галицкий, Е. (2008) Подростки и Интернет. База данных ФОМ. [Электронный ресурс]. URL: http://bd.fom.ru/pdf/podinte0801.pdf (дата обращения 11.03.2024).

Дети и подростки — пользователи интернета. (2006) База данных ФОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://bd.fom.ru/report/map/dd065027 (дата обращения 11.03.2024).

Ежедневная интернет-аудитория в России выросла до почти 100 млн человек. (2023) Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2023/09/30/998068-ezhednevnaya-internet-auditoriya-rossii-virosla (дата обращения 01.03.2024).

Малыш и карта. (2010) Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1498615 (дата обращения 12.03.2024).

Опрос Kaspersky Safe Kids. (2023) Лаборатория Касперского. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2023_29-roditelej-ne-znayut-kakaya-informaciya-ob-ih-detyah-est-v-otkrytom-dostupe-v-internete (дата обращения 04.03.2024).

Технологии защиты детей в Интернете. (2022) Альянс по защите детей в цифровой среде. [Электронный ресурс]. URL: https://sc44-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/94/2941/Issledovanie_Al_yansa_po_zaschite_detey.pdf (дата обращения 04.03.2024).

Цифровая трансформация в жизни студенчества. (2023) Российское общество социологов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ssa-rss.ru/files/File/Conference/TsifrovoeObschestvo/Issledovanie%20Tsifrovaya%20transformatsiya%20v%20zhizni%20studenchestva-Rezultaty.pdf (дата обращения 11.03.2024).

Digital 2022: Global overview report. (2022) DataReportal. [Online]. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (accessed 04.03.2024).

ЛИТЕРАТУРА

Губанова, А. Ю. (2018) Интернет для детей: специфика аудитории и требования к контенту. М.: Российская государственная детская библиотека, 95 с.

Джабраилова, Л. Х., Эльбиева, Л. Р., Гусейнова, С. А. (2023) История развития массовых открытых онлайн- курсов и перспективы их использования. Журнал прикладных исследований, № 5, с. 126–131.

Краснова, Г. А., Полушкина, А. О. (2021) Состояние и перспективы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, т. 18, № 1, с. 36–44. http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-36-44

Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020) Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах новой теории генераций. Социологические исследования, № 3, с. 3–15. https://doi.org/10.31857/S013216250008796-8

Митрофанова, С. Ю. (2020) Макдональдизация детства как последствие глобализации и тип рациональности в современном обществе. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология», № 1 (254), с. 110–117. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2020.1/Region%20Studie%20%B9%201-2020.pdf (дата обращения 28.02.2024).

Поколенческий подход в гуманитарных науках. (2016) Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», № 4 (6), с. 139–150. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ppo/Vestnik_ppo4(6)-16.pdf (дата обращения 28.02.2024).

Поливанова, К. Н. (2016) Детство в меняющемся мире. Современная зарубежная психология, т. 5, № 2, с. 5–10. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201

Солдатова, Г. У. (2018) Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, т. 9, № 3, с. 71–80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308

Micheli, M. (2015) What is new in the digital divide? Understanding Internet use by teenagers from different social backgrounds. Communication and Information Technologies Annual, vol. 10, pp. 55–87. https://doi.org/10.1108/S2050-206020150000010003

Prensky, M. (2001) Digital natives, digital immigrants. On the Horizon, vol. 9, no. 5. [Online]. Available at: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed 08.03.2024).

Salajan, F. D., Schönwetter, D. J., Cleghorn, B. M. (2010) Student and faculty inter-generational digital divide: Fact or fiction? Computers and Education, vol. 55, no. 3, pp. 1393–1403. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.06.017

Van Volkom, M., Stapley, J., Malter, J. (2013) Use and perception of technology: Sex and generational differences in a community sample. Educational Gerontology, vol. 39, no. 10, pp. 729–740. https://doi.org/10.1080/03601277.2012.756322

SOURCES

Deti i podrostki — pol’zovateli Interneta [Children and teenagers are Internet users]. (2006) Baza dannykh FOM [Database “Public opinion fund”]. [Online]. Available at: https://bd.fom.ru/report/map/dd065027 (accessed 11.03.2024). (In Russian)

Digital 2022: Global overview report. (2022) DataReportal. [Online]. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (accessed 04.03.2024). (In English)

Ezhednevnaya internet-auditoriya v Rossii vyrosla do pochti 100 mln chelovek [The daily Internet audience in Russia has grown to almost 100 million people]. (2023) Vedomosti. [Online]. Available at: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2023/09/30/998068-ezhednevnaya-internet-auditoriya-rossii-virosla (accessed 01.03.2024). (In Russian)

Galitskij, E. (2008) Podrostki i Internet [Teenagers and Internet]. Baza dannykh FOM [Database “Public opinion fund”]. [Online]. Available at: http://bd.fom.ru/pdf/podinte0801.pdf (accessed 11.03.2024). (In Russian)

Malysh i karta [Baby and a bank card]. (2010) Kommersant’. [Online]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/1498615 (accessed 12.03.2024). (In Russian)

Opros Kaspersky Safe Kids [Kaspersky Safe Kids survey]. (2023) Laboratoriya Kasperskogo [Kaspersky Lab]. [Online]. Available at: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2023_29-roditelej-ne-znayut-kakaya-informaciya-ob-ih-detyah-est-v-otkrytom-dostupe-v-internete (accessed 04.03.2024). (In Russian)

Tekhnologii zashchity detej v Internete [Technologies for protecting children on the Internet]. (2022) Al’yans po zashchite detej v tsifrovoj srede [Alliance for children’s online protection]. [Online]. Available at: https://sc44-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/94/2941/Issledovanie_Al_yansa_po_zaschite_detey.pdf (accessed 04.03.2024). (In Russian)

Tsifrovaya transformatsiya v zhizni studenchestva [Digital transformation in the life of students]. (2023) Rossijskoe obshchestvo sotsiologov [Russian Society of Sociologists]. [Online]. Available at: https://www.ssa-rss.ru/files/File/Conference/TsifrovoeObschestvo/Issledovanie%20Tsifrovaya%20transformatsiya%20v%20zhizni%20studenchestva-Rezultaty.pdf (accessed 11.03.2024). (In Russian)

REFERENCES

Dzhabrailova, L. Kh., Elbieva, L. R., Huseynova, S. A. (2023) Istoriya razvitiya massovykh otkrytykh onlajn-kursov i perspektivy ikh ispol’zovaniya [The history of the development of massive open online courses and the prospects for their use]. Zhurnal prikladnykh issledovanij — Journal of Applied Research, no. 5, pp. 126–131. (In Russian)

Gubanova, A. Yu. (2018) Internet dlya detej: spetsifika auditorii i trebovaniya k kontentu [Internet for children: Audience specifics and content requirements]. Moscow: Russian State Children’s Library Publ., 95 p. (In Russian)

Krasnova, G. A., Polushkina, A. O. (2021) Sostoyanie i perspektivy distantsionnogo obucheniya v period pandemii COVID-19 [State and prospects of distance learning during the COVID-19 pandemic]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya — RUDN Journal of Informatization in Education, no. 18, no. 1, pp. 36–44. http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-36-44 (In Russian)

Mayorova-Shcheglova, S. N., Kolosova, E. A., Gubanova, A. Yu. (2020) Sobytijnost’ detstva: k voprosu ob empiricheskikh dokazatel’stvakh novoj teorii generatsij [The eventfulness of childhood: The question of empirical evidence of the generations theory]. Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 3, pp. 3–15. https://doi.org/10.31857/S013216250008796-8 (In Russian)

Micheli, M. (2015) What is new in the digital divide? Understanding Internet use by teenagers from different social backgrounds. Communication and Information Technologies Annual, vol. 10, pp. 55–87. https://doi.org/10.1108/S2050-206020150000010003 (In English)

Mitrofanova, S. Yu. (2020) Makdonal’dizatsiya detstva kak posledstvie globalizatsii i tip ratsional’nosti v sovremennom obshchestve [The McDonaldisation of childhood as a consequence of globalisation and the type of rationality in modern society]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta Seriya “Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul’turologiya” — The Bulletin of the Adyghe State University. Series “Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology”, no. 1 (254). [Online]. Available at: http://vestnik.adygnet.ru/files/2020.1/Region%20Studie%20%B9%201-2020.pdf (accessed 28.02.2024). (In Russian)

Pokolencheskij podkhod v gumanitarnykh naukakh [The generation approach in the humanities]. (2016) Vestnik RGGU. Seriya “Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie” — RSUH/RGGU Bulletin. Series Psychology. Pedagogics. Education, no. 4 (6). [Online]. Available at: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ppo/Vestnik_ppo4(6)-16.pdf (accessed 28.02.2024). (In Russian)

Polivanova, K. N. (2016) Detstvo v menyayushchemsya mire [Childhood in a changing world]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 5, no. 2, pp. 5–10. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201 (In Russian)

Prensky, M. (2001) Digital natives, digital immigrants. On the Horizon, vol. 9, no. 5. [Online]. Available at: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed 08.03.2024). (In English)

Salajan, F. D., Schönwetter, D. J., Cleghorn, B. M. (2010) Student and faculty inter-generational digital divide: Fact or fiction? Computers and Education, vol. 55, no. 3, pp. 1393–1403. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.06.017 (In English)

Soldatova, G. U. (2018) Tsifrovaya sotsializatsiya v kul’turno-istoricheskoj paradigme: izmenyayushchijsya rebenok v izmenyayushchemsya mire [Digital socialization in the cultural-historical paradigm: A changing child in a changing world]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 9, no. 3, pp. 71–80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308 (In Russian)

Van Volkom, M., Stapley, J., Malter, J. (2013) Use and perception of technology: Sex and generational differences in a community sample. Educational Gerontology, vol. 39, no. 10, pp. 729–740. https://doi.org/10.1080/03601277.2012.756322 (In English)

Загрузки

Опубликован

30.08.2024

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)