Педагогический блогинг как средство развития обучающихся: новое прочтение устоявшейся темы
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-117-126Ключевые слова:
педагогический блог, педагогический блогинг, средство развития, дидактическое средство обучения, обучающиесяАннотация
Ведение блога педагогом, поддержание блога в рабочем состоянии, или педагогический блогинг, являются сегодня мало актуальной деятельностью среди учительского сообщества. Причин этому несколько. Одна из них — смещение акцентов в профессиональной деятельности педагогов, которое не позволяет «освежить» уже существующий, но абсолютно «забытый» блог. Между тем, ввиду возрастающей значимости дистанционного обучения, педагогический блог является эффективным средством развития обучающихся, совершенствования их умений, компетенций, достижения образовательных результатов. В связи с этим автор актуализирует тематику педагогического блогинга и предлагает ее обновленное рассмотрение, в котором высвечивается значимость принципа создания педагогом комфортной, безопасной образовательной среды с аккумулированием долгосрочных материалов для пользования обучающимися с целью формирования навыков и совершенствования умений. Предлагаются примеры таких долгосрочных материалов. Автором статьи делается попытка проследить зависимость между соблюдением вышеназванного принципа с размещением долгосрочных материалов и долголетием блога педагога. Уделяется внимание циклу педагогического блогинга, состоящему из трех этапов: подготовительного (направлен на анализ имеющейся информации и материалов в блоге педагога, планирование деятельности по созданию и размещению материалов), деятельностного (цель которого — реализация методической и технической составляющих ведения блога педагогом, где методическая составляющая направлена на создание актуальных практико-ориентированных материалов долгосрочной направленности, а техническая — на реализацию приемов размещения материалов в блоге) и результативного (оценка педагогом корректного отображения и функционирования размещенных материалов в блоге). В итоге автор дает рекомендации по поддержанию блога педагогом в рабочем состоянии и обеспечению работы в новых условиях. Эти рекомендации являются залогом обращения к блогу пользовательской аудитори, что обеспечивает ее развитие и совершенствование, в том числе самостоятельное.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Блог педагога. Блог учителя русского языка и литературы Севостьяновой Галины Владимировны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://portfol12.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Блог сурдопедагога Панфиловой Екатерины Владимировны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://panfilova79.blogspot.com/ (дата обращения 25.02.2024).
Блог учителя информатики Меркульевой Ольги Васильевны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://mamontovaov.blogspot.com/ (дата обращения 25.02.2024).
Блог учителя истории Беловой Ларисы Анатольевны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://belovala12.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Блог учителя математики Соловьевой Софьи Александровны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://solovevasof.blogspot.com/ (дата обращения 25.02.2024).
Классный дневник. Блог обучающихся 5Г класса МБОУ г. Иркутска СОШ № 57 и их родителей. (2024) [Электронный ресурс]. URL: http://lachirkova.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Колесникова Лариса Владимировна. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://kolesnikovaschool12.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Лазарева, И. С. (2024) Для чего нужно изучать химию? (2024) Химия. [Электронный ресурс]. URL: https://ximiya12.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Максимова, Н. А. (2014) Использование педагогических блогов в системе формирования информационно- образовательной среды учебного заведения. Современные проблемы науки и образования, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2014/2/140.pdf (дата обращения 09.02.2024).
Наталья Ивановна Горбунова. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://12fizkultura.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
О. Б. эшки. Блог классного руководителя Цукановой Ольги Борисовны, выпускников 2015 года МБОУ г. Иркутска СОШ № 57 и их родителей. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://obklass.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Персональный блог Чиглинцевой Елены Сергеевны, учителя ФРС. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://russkiijazikl.blogspot.com/ (дата обращения 25.02.2024).
Портфолио Есауленко Ирины Александровны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://fol12.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Сайт Л. С. Науменко, преподавателя ЮУрГГПУ. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://institut74.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Усольцева Анна Алексеевна. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://usoltzevaanna.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Физика. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://physics12ch.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Физика вокруг нас. (2021) [Электронный ресурс]. URL: https://fizikavokrugnass.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
ЛИТЕРАТУРА
Бекезина, К. М., Иванова, Н. А. (2015) Использование блогов в деятельности учителя-предметника. Современные научные исследования и инновации, № 11. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/58929 (дата обращения 11.02.2024).
Бозаджиев, В. Ю. (2018) Образовательный блог как один из инновационных инструментов педагогической деятельности в школе. Международный школьный научный вестник, № 5 (7), с. 1207–1209. [Электронный ресурс]. URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=793 (дата обращения 09.02.2024).
Дворовенко, Н. Н. (2016) Методологические основания организации обучения с использованием блогов. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, № 4, с. 60–75.
Науменко, Л. С. (2014) Блог учителя в профессионально-педагогической деятельности. Мир науки, культуры, образования, № 5 (48), с. 61–67.
Науменко, Л. С., Яковлева, Н. О. (2017) Теоретические и практические аспекты работы с персональным блогом. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 146 с.
Полякова, Т. В. (2018) Личный блог как способ самореализации и развития педагога. Профобразование. [Электронный ресурс]. URL: https://ntghip.ru/images/docs/lichnyj-blog-kak-sposob-samorealizacii-i-razvitiya-pedagoga.pdf (дата обращения 09.02.2024).
Пчелкина, Е. Д. (2022) Блог преподавателя в системе обучения иностранному языку. Методика преподавания русского языка и русского языка как иностранного, № 8, с. 141–146.
Скрипкина, Ю. В. (2011) Образовательный потенциал социальных сетей и блогов: развитие коммуникативных компетентностей учащихся. Вестник Института образования человека, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--h1am1a.xn--p1ai/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-213-Skripkina.pdf (дата обращения 13.02.2024).
Скрыпникова, Е. М., Филипова, А. Г. (2023) Специфика образовательного видеоблогинга как инструмента работы школьного учителя. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 7, с. 48–56.
Сысоев, П. В. (2013) Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Либроком, 264 с.
Филатова, А. В. (2009) Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. М., Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 197 с.
Филипова, А. Г., Скрыпникова, Е. М., Абросимова, Е. Е. (2023) Особенности и типы самопрезентаций в образовательном видеоблогинге. Социодинамика, № 11, с. 46–62. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2023.11.69015
SOURCES
Blog pedagoga. Blog uchitelya russkogo yazyka i literatury Sevost’yanovoj Galiny Vladimirovny [Teacher’s blog. Blog of the teacher of Russian language and literature Sevostyanova Galina Vladimirovna]. [Online]. Available at: https://portfol12.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Blog surdopedagoga Panfilovoj Ekateriny Vladimirovny [Blog of audiologist Ekaterina Vladimirovna Panfilova]. (2024) [Online]. Available at: https://panfilova79.blogspot.com/ (accessed 25.02.2024). (In Russian)
Blog uchitelya informatiki Merkul’evoj Ol’gi Vasil’evny [Blog of computer science teacher Olga Vasilyevna Merkulyeva]. (2024) [Online]. Available at: https://mamontovaov.blogspot.com/ (accessed 25.02.2024). (In Russian)
Blog uchitelya istorii Belovoj Larisy Anatol’evny [Blog of history teacher Larisa Anatolyevna Belova]. (2024) [Online]. Available at: https://belovala12.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Blog uchitelya matematiki Solov’evoj Sof’i Aleksandrovny [Blog of math teacher Solovyeva Sofya Aleksandrovna]. (2024) [Online]. Available at: https://solovevasof.blogspot.com/ (accessed 25.02.2024). (In Russian)
Fizika [Physics]. (2024) [Online]. Available at: https://physics12ch.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Fizika vokrug nas [Physics is all around us]. (2024) [Online]. Available at: https://fizikavokrugnass.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Klassnyj dnevnik. Blog obuchayushchikhsya 5G klassa MBOU g. Irkutska SOSH No. 57 i ikh roditelej [Class diary. Blog of 5G class students of Irkutsk Secondary School No. 57 and their parents]. (2024) [Online]. Available at: http://lachirkova.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Kolesnikova Larisa Vladimirovna. (2024) [Online]. Available at: https://kolesnikovaschool12.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Lazareva, I. S. (2024) Dlya chego nuzhno izuchat’ khimiyu? [Why do you need to study chemistry?]. Khimiya [Chemistry]. [Online]. Available at: https://ximiya12.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Maksimova, N. A. (2014) Ispol’zovanie pedagogicheskikh blogov v sisteme formirovaniya informatsionno-obrazovatel’noj sredy uchebnogo zavedeniya [The use of pedagogical blogs in the system of forming the information and educational environment of an educational institution]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 2. [Online]. Available at: https://s.science-education.ru/pdf/2014/2/140.pdf (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Natal’ya Ivanovna Gorbunova [Natalya Ivanovna Gorbunova]. (2024) [Online]. Available at: https://12fizkultura.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
O. B. eshki. Blog klassnogo rukovoditelya Tsukanovoj Ol’gi Borisovny, vypusknikov 2015 goda MBOU g. Irkutska SOSH No. 57 i ikh roditelej [O. B. eshki. Blog of class teacher Olga Borisovna Tsukanova, 2015 graduates of Irkutsk Secondary School No. 57 and their parents]. (2024) [Online]. Available at: https://obklass.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Personal’nyj blog Chiglintsevoj Eleny Sergeevny, uchitelya FRS [Personal blog of Elena Sergeevna Chiglintseva, teacher of speech hearing development]. (2024) [Online]. Available at: https://russkiijazikl.blogspot.com/ (accessed 25.02.2024). (In Russian)
Portfolio Esaulenko Iriny Aleksandrovny [Portfolio of Esaulenko Irina Alexandrovna]. (2024) [Online]. Available at: https://fol12.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Sajt L. S. Naumenko, prepodavatelya YuUrGGPU [Website of L. S. Naumenko, teacher of South Ural State Humanitarian Pedagogical University]. (2024) [Online]. Available at: https://institut74.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Usol’tseva Anna Alekseevna [Usoltseva Anna Alekseevna]. (2024) [Online]. Available at: https://usoltzevaanna.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
REFERENCES
Bekezina, K. M., Ivanova, N. A. (2015) Ispol’zovaniye blogov v deyatel’nosti uchitelya-predmetnika [Using blogs in the activities of the subject teachers]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii — Modern Scientific Researches and Innovations, no. 11. [Online]. Available at: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/58929 (accessed 11.02.2024). (In Russian)
Bozadzhiev, V. Yu. (2018) Obrazovatel’nyj blog kak odin iz innovatsionnykh instrumentov pedagogicheskoj deyatel’nosti v shkole [Educational blog as one of the innovative tools for teaching activities at school]. Mezhdunarodnyj shkol’nyj nauchnyj vestnik, no. 5 (7), pp. 1207–1209. [Online]. Available at: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=793 (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Dvorovenko, N. N. (2016) Metodologicheskie osnovaniya organizatsii obucheniya s ispol’zovaniem blogov [Methodological bases for learning using blogs]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost’. Obshchestvo — The Buryat State University Bulletin. Education. Personality. Society, no. 4, pp. 60–75. (In Russian)
Filatova, A. V. (2009) Optimizatsiya prepodavaniya inostrannykh yazykov posredstvom blog-tekhnologij: dlya studentov yazykovykh spetsial’nostej [Optimization of teaching foreign languages through blog technologies: for students of language specialties]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Lomonosov Moscow State University, 197 p. (In Russian)
Filipova, A. G., Skrypnikova, E. M., Abrosimova, E. E. (2023) Osobennosti i tipy samoprezentatsij v obrazovatel’nom videobloginge [Features and types of self-presentations in educational video blogging]. Sotsiodinamika — Sociodynamics, no. 11, pp. 46–62. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2023.11.69015 (In Russian)
Naumenko, L. S. (2014) Blog uchitelya v professional’no-pedagogicheskoj deyatel’nosti [The use of a blog by a teacher in his or her professional life]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya — The World of Science, Culture and Education, no. 5 (48), pp. 61–67. (In Russian)
Naumenko, L. S., Yakovleva, N. O. (2017) Teoreticheskie i prakticheskie aspekty raboty s personal’nym blogom: uchebno-prakticheskoe posobie [Theoretical and practical aspects of working with a personal blog: Educational and practical guide]. Chelyabinsk: South Ural State Humanitarian Pedagogical University Publ., 146 p. (In Russian)
Pchelkina, E. D. (2022) Blog prepodavatelya v sisteme obucheniya inostrannomu yazyku [Blog of a teacher in the foreign language teaching system]. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka i russkogo yazyka kak inostrannogo — Methods of Teaching the Russian Language and Russian as a Foreign Language, no. 8, pp. 141–146. (In Russian)
Polyakova, T. V. (2018) Lichnyj blog kak sposob samorealizatsii i razvitiya pedagoga [Personal blog as a way of self-realization and development of a teacher]. Profobrazovanie. [Online]. Available at: https://ntghip.ru/images/docs/lichnyj-blog-kak-sposob-samorealizacii-i-razvitiya-pedagoga.pdf (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Skripkina, Yu. V. (2011) Obrazovatel’nyj potentsial sotsial’nykh setej i blogov: razvitie kommunikativnykh kompetentnostej uchashchikhsya [Educational potential of social networks and blogs: Development of students’ communicative competencies]. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka, no. 2. [Online]. Available at: https://xn--h1am1a.xn--p1ai/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-213-Skripkina.pdf (accessed 13.02.2024). (In Russian)
Skrypnikova, E. M., Filipova, A. G. (2023) Spetsifika obrazovatel’nogo videobloginga kak instrumenta raboty shkol’nogo uchitelya [The specificity of the educational video blogging as the tool of the work of the school teacher]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, no. 7, pp. 48–56. (In Russian)
Sysoev, P. V. (2013) Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v lingvisticheskom obrazovanii: uchebnoe posobie [Information and communication technologies in linguistic education: A textbook]. Moscow: Librokom Publ., 264 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Людмила Сергеевна Науменко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.