Семейные подходы к развитию критического мышления в цифровом мире

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-4-260-271

Ключевые слова:

семейные подходы, критическое мышление, цифровое общество, методы и инструменты, семейное образование

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу семейных подходов к развитию критического мышления у детей в условиях современного цифрового общества. В статье рассматриваются основные аспекты воздействия семейной среды на формирование критического мышления у детей, включая механизмы, методы и инструменты, которые могут быть использованы родителями в данном контексте. Исследование базируется на анализе современных научных работ в области педагогики, психологии и информационных технологий, а также на эмпирических данных, собранных в ходе исследования семейных практик и их влияния на критическое мышление детей. Особое внимание уделяется взаимодействию в семье, обмену мнениями и обсуждению контента, с которым сталкиваются дети в интернете. Рассматривается позиция, при которой успешное развитие критического мышления требует взаимодействия родителей, образовательных ресурсов и цифровых технологий. Семейный подход к формированию этих навыков создает устойчивую основу для детей, помогая им осознанно ориентироваться в информационном пространстве, различать факты от мнений и принимать обоснованные решения в цифровой эпохе. Предлагаются различные подходы и стратегии, которые могут быть использованы для поощрения аналитического мышления и критической оценки информации в цифровом пространстве. Результаты исследования позволяют выделить определенные стратегии и методы, способствующие эффективному развитию критического мышления в семейной среде в условиях цифрового мира. Представленный в статье анализ может служить основой для разработки практических рекомендаций для родителей, преподавателей и других специалистов, работающих в сфере семейного образования и цифровой грамотности детей.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/1680078c46 (дата обращения 19.11.2023).

Фасиоун, П. А. (2016) Критическое мышление: отчет об экспертном консенсусе для целей образовательного анализа, оценки и обучение (Дельфи-доклад). Корни. [Электронный ресурс]. URL: https://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html (дата обращения 19.11.23).

California Critical Thinking Skills Test. (2014) Insight Assessment. [Online]. Available at: https://insightassessment.com/iaproduct/california-critical-thinking-skills-test/ (accessed 19.09.2023).

German parents told to destroy Cayla dolls over hacking fears. (2017) BBC News, February 17. [Online]. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-39002142 (accessed 19.09.2023).

Instruments. California Critical Thinking Skills Tests (CCTST). (2014) STELAR. [Online]. Available at: https://stelar.edc.org/instruments/california-critical-thinking-skills-tests-cctst (accessed 19.09.2023).

ЛИТЕРАТУРА

Григорьева, Е. В., Бабаева, А. А. (2023) Противоречия в процессе обучения и методы их решения. Проблемы современного педагогического образования, № 79–1, с 145–148.

Корнетов, Г. Б. (2018) Восхождение к преобразующей педагогике. Историко-педагогический журнал, № 4, с. 62–91.

Михайлова, Е. В. (2019) Криминологическая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации, совершаемых несовершеннолетними. Международный журнал конституционного и государственного права, № 1, с. 21–26.

Рахимов, З. Т. (2019) Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Проблемы современной науки и образования, № 3 (136), с. 42–47.

Халперн, Д. (2000) Психология критического мышления. 4-е изд. СПб.: Питер, 512 с.

Хоромин, Н. Я. (сост.). (2007) Энциклопедия мудрости. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максим, парадоксов, эпиграмм. М.: РИПОЛ классик, 1071 с.

Цигулева, О. В. (2015) Роль образования в формировании человеческого капитала на современном этапе. Сибирский педагогический журнал, № 2, с. 19–23.

Carr, N. G. (2010) The shallows: What the internet is doing to our brains. New York: W. W. Norton & Company Publ., 276 p.

Facione, P. A. (2011) Critical thinking: What it is and why it counts. Insight Assessment. [Online]. Available at: https://www.insightassessment.com/article/critical-thinking-what-it-is-and-why-it-counts (accessed 19.09.2023).

Lorenz, B., Kikkas, K. (2020) Pedagogical challenges and ethical considerations in developing critical thinking in cybersecurity. In: 2020 IEEE: 20th International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT). Tartu: IEEE Publ., pp. 262–263. https://doi.org/10.1109/ICALT49669.2020.00085

Parijkova, L., Dimitrova, S., Yancheva, G., Buchova, A. (2020) Critical thinking as a crucial skill in digital era. In: BOBCATSSS Conference 2020. Paris: [s. n.] [Online]. Available at: https://www.researchgate.net/profile/Gergana-Yancheva/publication/359878277_Critical_Thinking_as_a_Crucial_Skill_in_Digital_Era/links/63a1984f40358f78eb05945c/Critical-Thinking-as-a-Crucial-Skill-in-Digital-Era.pdf (accessed 19.09.2023).

Twenge, J. M. (2017) iGgen: Why today’s super-connected kids are growing up less rebellious, more tolerant, less happy and completely unprepared for adulthood: And what that means for the rest of us. New York: Atria Publ., 352 p.

Vorderer, P., Jennings, B. (eds.). (2006) Playing video games: Motives, responses, and consequences. New York: Routledge Publ., 480 p.

SOURCES

California Critical Thinking Skills Test. (2014) Insight Assessment. [Online]. Available at: https://insightassessment.com/iaproduct/california-critical-thinking-skills-test/ (accessed 19.09.2023). (In English)

Facione, P. A. (2016) Kriticheskoe myshlenie: otchet ob ekspertnom konsensuse dlya tselej obrazovatel’nogo analiza, otsenki i obucheniya (Del’fi-doklad) [Critical Thinking: A statement of expert consensus for purposes of educational assessment and instruction. Executive summary “The Delphi Report”]. Korni [Roots]. [Online]. Available at: https://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html (accessed 19.09.2023). (In Russian)

German parents told to destroy Cayla dolls over hacking fears. (2017) BBC News, February 17. [Online]. Available at: https://www.bbc.com/news/world-europe-39002142 (accessed 19.09.2023). (In English)

Instruments. California Critical Thinking Skills Tests (CCTST). (2014) STELAR. [Online]. Available at: https://stelar.edc.org/instruments/california-critical-thinking-skills-tests-cctst (accessed 19.09.2023). (In English)

Konventsiya o zashchite fizicheskikh lits pri avtomatizirovannoj obrabotke personal’nykh dannykh (Strasburg, 28 yanvarya 1981 g.) [Convention for the protection of individuals with automatic processing of personal (Strasburg, January 28, 1981)]. [Online]. Available at: https://rm.coe.int/1680078c46 (accessed 19.09.2023). (In Russian)

REFERENCES

Carr, N. G. (2010) The shallows: What the internet is doing to our brains. New York: W. W. Norton & Company Publ., 276 p. (In English)

Facione, P. A. (2011) Critical thinking: What it is and why it counts. Insight Assessment. [Online]. Available at: https://www.insightassessment.com/article/critical-thinking-what-it-is-and-why-it-counts (accessed 19.09.2023). (In English)

Grigorieva, E. V., Babaeva, A. A. (2023) Protivorechiya v protsesse obucheniya i metody ikh resheniya [Contradictions in the learning process and methods of their solution]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 79–1, pp. 145–148. (In Russian)

Halpern, D. (2007) Psikhologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of critical thinking]. 4th ed. Moscow: Piter Publ., 512 p. (In Russian)

Khoromin, N. A. (comp.). (2007) Entsiklopediya mudrosti. Sbornik myslej, izrechenij, aforizmov, maksim, paradoksov, epigram [Encyclopedia of Wisdom: Collection of thoughts, sayings, aphorisms, maxims, paradoxes, epigrams]. Moscow: RIPOL klassik Publ., 1023 p. (In Russian)

Kornetov, G. B. (2018) Voskhozhdenie k preobrazuyushchej pedagogike [Rise to transformative pedagogy]. Istoriko-pedagogicheskij zhurnal, no. 4, pp. 62–91. (In Russian)

Lorenz, B., Kikkas, K. (2020) Pedagogical challenges and ethical considerations in developing critical thinking in cybersecurity. In: 2020 IEEE: 20th International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT). Tartu: IEEE Publ., pp. 262–263. https://doi.org/10.1109/ICALT49669.2020.00085 (In English)

Mikhaylova, E. V. (2019) Kriminologicheskaya kharakteristika prestuplenij v sfere komp’yuternoj informatsii, sovershaemykh nesovershennoletnimi [Criminological characteristics of crimes in the field of computer information committed by minors]. Mezhdunarodnyj zhurnal konstitutsionnogo i gosudarstvennogo prava — International Journal of Constitutional and State Law, no. 1, pp. 265–269. (In Russian)

Parijkova, L., Dimitrova, S., Yancheva, G., Buchova, A. (2020) Critical thinking as a crucial skill in digital era. In: BOBCATSSS Conference 2020. Paris: [s. n.] [Online]. Available at: https://www.researchgate.net/profile/Gergana-Yancheva/publication/359878277_Critical_Thinking_as_a_Crucial_Skill_in_Digital_Era/links/63a1984f40358f78eb05945c/Critical-Thinking-as-a-Crucial-Skill-in-Digital-Era.pdf (accessed 19.09.2023). (In English)

Rakhimov, Z. T. (2019) Aktivizatsiya poznavatelnoj deyatelnosti i razvitie kriticheskogo myshleniya studentov v protsesse obucheniya [Activation of cognitive activity and the development of critical thinking of students in the learning process]. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya — Problems of Modern Science and Education, no. 3 (136), pp. 42–47. (In Russian)

Tsiguleva, O. V. (2015) Rol’ obrazovaniya v formirovanii chelovecheskogo kapitala na sovremennom etape [Role of education in human capital formation at the present stage]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal — Siberian Pedagogical Journal, no. 2, pp. 145–156. (In Russian)

Twenge, J. M. (2017) iGen: Why today’s super-connected kids are growing up less rebellious, more tolerant, less happy and completely unprepared for adulthood: And what that means for the rest of us. New York: Atria Publ., 352 p. (In English)

Vorderer, P., Jennings, B. (eds.). (2006) Playing video games: Motives, responses, and consequences. New York: Routledge Publ., 480 p. (In English)

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Выпуск

Раздел

Статьи