Особенности взаимосвязи внутренней картины здоровья детей дошкольного возраста и отношения к здоровью их родителей
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-4-228-236Ключевые слова:
внутренняя картина здоровья, ВКЗ, отношение к здоровью, рабочая память, дошкольники, родителиАннотация
Известно, что представление о своем здоровье, а также о здоровье ребенка у родителей является одним из ведущих факторов, определяющих особенности и эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. При этом многие исследования показывают, что одна из актуальных проблем — выявление тех психологических механизмов, которые лежат в основе субъективного отношения ребенка к своему здоровью и которые в настоящее время определяется как внутренняя картина здоровья (далее — ВКЗ). Одной из задач нашего исследования было изучение особенностей внутренней картины здоровья в дошкольном возрасте, а также выявление возможных взаимосвязей уровня ВКЗ детей и родителей. Обследовано 30 детей в возрасте 5–6 лет и 30 родителей. Выявление особенностей внутренней картины здоровья у детей проводилось при помощи методик: «Экспресс-диагностика ребенка» (Николаева и др. 2015), «Здоровье и болезнь» (Васильева, Филатов 2001), опросника «Отношение к здоровью» (Березовская 2011). Особенности отношения к здоровью родителей исследовали при помощи методик: опросника «Отношение к здоровью» (Березовская 2011), экспресс-диагностики родителей (Николаева и др. 2015). Для оценки объема и интерференции в рабочей памяти использовали компьютеризированную методику запоминания зрительно предъявленных стимулов (Разумникова, Савиных 2016). По результатам исследования выявлено, что у 44 % дошкольников уровень сформированности ВКЗ высокий. Установлено, что в группе детей преобладает высокий уровень (69 %) отношения к здоровью, тогда как у родителей — средний (86 %). Показано, что существует взаимосвязь между уровнем отношения к здоровью родителей и уровнем ВКЗ у детей. Обнаружено, что эффект проактивной интерференции положительно коррелирует с результатами по методике «Здоровье и болезнь».
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев, В. А. (1998) Введение в психологию здоровья. СПб.: Вестник БПА, 146 с.
Ананьев, В. А. (2006) Основы психологии здоровья. Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 384 с.
Арина, Г. А., Иосифян, М. А., Николаева, В. В. (2019) Культурно-исторический подход к внутренней картине здоровья: феномены, структура, онтогенез. Руководство по психологии здоровья. М.: Изд-во Московского Университета, с. 56–102.
Арина, Г. А., Николаева, В. В. (2016) Гендерные и возрастные особенности внутренней картины здоровья в подростковом возрасте. В кн.: Конгресс «Психическое здоровья человека ХХI века». М.: Союз охраны психического здоровья, с. 13–15.
Березовская, Р. А. (2011) Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, № 1, с. 221–226.
Блюм, В. В. (2006) Структура внутренней картины здоровья. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., СПбГУ, 96 с.
Васильева, О. С., Филатов, Ф. Р. (2001) Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Академия, 352 с.
Внутренняя картина здоровья детей и подростков. (2006) В кн.: Г. С. Никифоров (ред.). Психология здоровья. М.: Питер, с. 437–465.
Ельникова, О. Е., Меренкова, В. С. (2015) Психология здоровья. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 122 с.
Каган, В. Е. (1986) Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей. В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов Всесоюзной конференции (Москва, 17–18 декабря 1986 г.). М.: [б. и.], с. 74–75.
Никифоров, Г. С. (2002) Психология здоровья. СПб.: Речь, 256 с
Никифоров, Г. С. (2012) Психология здоровья в России: становление и современное состояние. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика, № 1, с. 38–47.
Николаева, Е. И., Захарина, Е. Ю., Федорук, В. И. (2015) Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. СПб.: Детство-Пресс, 240 с.
Николаева, Е. И., Исайко, А. А., Федорук, А. С. (2019) Связь характеристик рабочей памяти и тормозного контроля с особенностью ближайшего окружения дошкольника и его включенностью в физическую активность. Комплексные исследования детства, т. 1, № 2, с. 107–113. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-107-113
Николаева, Е. И., Сутормина, Н. В. (2019) Связь параметров сенсомоторной интеграции с объемом и интерференцией в рабочей памяти у детей 5–6 лет. Современные проблемы науки и образования, № 4, статья 52. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29099 (дата обращения 17.06.2023).
Разумникова, О. М. (2019) Возрастные особенности соотношения тормозных функций исполнительной системы внимания и зрительно-образной памяти. Экспериментальная психология, т. 12, № 2, с. 61–74. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120205
Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2019) Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации. Вопросы психологии, № 2, c. 124–132.
Разумникова, О. М, Савиных, М. А. (2016) Программный комплекс для определения характеристик систем зрительно-пространственной памяти. Авторское свидетельство № 2016617675. Дата регистрации 12.07.2016. Выдано Роспатентом.
Резникова, Т. Н. (1983) Основные принципы и методы психологического исследования «внутренней картины болезни». В кн.: М. М. Кабанов, А. Е. Личко, В. М. Смирнов (ред.). Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, с. 38–62.
Руслякова, Е. Е. (2015) Внутренняя картина здоровья детей младшего и старшего школьного возраста. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного и общего образования. Уфа: Аэтэрна, 216 с.
Самарин, А. В., Мехришвили, Л. Л. (2016) Теоретическая модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в дискурсе культуры здоровья. Медико-фармацевтический журнал «Пульс», т. 18, № 2, c. 816–820.
Тхостов, А. Ш., Нелюбина, А. С. (2008) Обыденные представления как фактор, опосредующий поведение в ситуации болезни. Вестник Томского государственного университета. Серия: Психология, № 317, c. 243–245.
Тхостов, А. Ш., Рассказова, Е. И. (ред.). (2019) Руководство по психологии здоровья. М.: Изд-во Московского университета, 840 с.
Шишкова, И. М. (2018) Влияние семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, т. 6, № 3 (22), c. 563–574.
Benear, S., Popal, H., Zheng, Y. et al. (2023) Setting boundaries: Development of neural and behavioral event cognition in early childhood. Developmental Science, vol. 26, no. 6, article e13409. https://doi.org/10.1111/desc.13409
Chae, Y., Goodman, M., Goodman, G. S. et al. (2017) How children remember the Strange Situation: The role of attachment. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 166, pp. 360–379. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.09.001
Li, C., Pentz, M. A., Chou, C. P. (2002) Parental substance use as a modifier of adolescent substance use risk. Addiction, vol. 97, no. 12, pp. 1537–1550. https://doi.org/10.1046/j.1360-0443.2002.00238.x
Marks, D., Murray, M., Estacio, E. (2018) Health Psychology. Theory, research, practice. 5th ed. London: SAGE Publ., 832 р.
Merenkovawati, V. (2018) The internal picture of the child’s health viewed in the context of parent-child relationship. KnE Life Sciences, vol. 4, no. 8, pp. 603–610. https://doi.org/10.18502/kls.v4i8.3319
Tinsley, B. J. (1992). Multiple influences on the acquisition and socialization of children’s health attitudes and behavior: An integrative review. Child Development, vol. 63, no. 5, pp. 1043–1069. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1992.tb01680.x
REFERENCES
Anan’ev, V. A. (1998) Vvedenie v psikhologiyu zdorov’ya [Introduction to the psychology of health]. Saint Petersburg: Vestnik BPA Publ., 146 p. (In Russian)
Anan’ev, V. A. (2006) Osnovy psikhologii zdorov’ya. Kn. 1. Kontseptual’nye osnovy psikhologii zdorov’ya [Fundamentals of health psychology. Vol. 1. Conceptual foundations of health psychology]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 384 p. (In Russian)
Arina, G. A., Iosifyan, M. A., Nikolaeva, V. V. (2019) Kul’turno-istoricheskij podkhod k vnutrennej kartine zdorov’ya: fenomeny, struktura, ontogenez. Rukovodstvo po psikhologii zdorov’ya [Cultural and historical approach to the internal picture of health: Phenomena, structure, ontogenesis. Handbook of Health Psychology]. Moscow: Moscow University Publ., pp. 56–102. (In Russian)
Arina, G. A., Nikolaeva, V. V. (2016) Gendernye i vozrastnye osobennosti vnutrennej kartiny zdorov’ya v podrostkovom vozraste [Gender and age features of the internal picture of health in adolescence]. In: Kongress “Psikhicheskoe zdorov’e cheloveka XXI veka” [Congress “Mental health of the XXI century”]. Moscow: Soyuz okhrany psikhicheskogo zdorov’ya Publ., pp. 13–15. (In Russian)
Benear, S., Popal, H., Zheng, Y. et al. (2023) Setting boundaries: Development of neural and behavioral event cognition in early childhood. Developmental Science, vol. 26, no. 6, article e13409. https://doi.org/10.1111/desc.13409 (In English)
Berezovskaya, R. A. (2011) Issledovaniya otnosheniya k zdorov’yu: sovremennoe sostoyanie problemy v otechestvennoj psikhologii [Studies of attitudes to health: Th e current state of the problem in Russian psychology]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika — Bulletin of Saint Petersburg State University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, no. 1, pp. 221–226. (In Russian)
Blyum, V. V. (2006) Struktura vnutrennej kartiny zdorov’ya [The structure of the internal picture of health]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 96 p. (In Russian)
Chae, Y., Goodman, M., Goodman, G. S. et al. (2017) How children remember the Strange Situation: The role of attachment. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 166, pp. 360–379. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2017.09.001 (In English)
Elnikova, O. E., Merenkova, V. S. (2015) Psikhologiya zdorov’ya [Psychology of health]. Yelets: Yelets State University named after I. A. Bunin Publ.,122 p. (In Russian)
Kagan, V. E. (1986) Vnutrennyaya kartina zdorov’ya i somaticheskie zabolevaniya u detej [Internal picture of health and somatic diseases in children]. In: Nevrozy u detej i podrostkov: Tezisy dokladov Vsesoyuznoj konferentsii (Moskva, 17–18 dekabrya 1986 g.) [Neuroses in children and adolescents: Abstracts of reports of the All-Union Conference (Moscow, December 17–18, 1986)]. Moscow: [s. n.], рр. 74–75. (In Russian)
Li, C., Pentz, M. A., Chou, C. P. (2002) Parental substance use as a modifier of adolescent substance use risk. Addiction, vol. 97, no. 12, pp. 1537–1550. https://doi.org/10.1046/j.1360-0443.2002.00238.x (In English)
Marks, D., Murray, M., Estacio, E. (2018) Health Psychology. Theory, research, practice. 5th ed. London: SAGE Publ., 832 р. (In English)
Merenkovawati, V. (2018) The internal picture of the child’s health viewed in the context of parent-child relationship. KnE Life Sciences, vol. 4, no. 8, pp. 603–610. https://doi.org/10.18502/kls.v4i8.3319 (In English)
Nikiforov, G. S. (2012) Psikhologiya zdorov’ya v Rossii: stanovlenie i sovremennoe sostoyanie [Health psychology in Russia: History and current state]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta . Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika — Bulletin of Saint Petersburg State University. Series 16. Psychology. Pedagogy, no. 1, pp. 38–47. (In Russian)
Nikiforov, G. S. (2002) Psikhologiya zdorov’ya [Psychology of health]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 256 p. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Isajko, A. A. Fedoruk, A. S. (2019) Svyaz’ kharakteristik rabochej pamyati i tormoznogo kontrolya s osobennost’yu blizhajshego okruzheniya doshkol’nika i ego vklyuchennost’yu v fizicheskuyu aktivnost’ [The relationship of working memory and inhibitory control to the family environment of preschoolers and their involvement in physical activity]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 2, рр. 107–113. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-107-113 (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Sutormina, N. V. (2019) Svyaz’ parametrov sensomotornoj integratsii s ob’emom i interferentsiej v rabochej pamyati u detej 5–6 let [The relationships between the parameters of sensorimotor integration with the size and interference in working memory in children of 5–6 years]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 4, article 52. [Online]. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29099 (accessed 17.06.2023). (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Zakharina, E. Yu., Fedoruk, V. I. (2015) Zdorov’esberezhenie i zdorov’eformirovanie v usloviyakh detskogo sada [Health care and health formation in kindergarten conditions]. Saint Petersburg: Childhood-Press Publ., 240 p. (In Russian)
Razumnikova, O. M. (2019) Vozrastnye osobennosti sootnosheniya tormoznykh funktsij ispolnitel’noj sistemy vnimaniya i zritel’no-obraznoj pamyati [Age effect on relationships between inhibitory functions of executive attention system and visual memory]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology, vol. 12, no. 2, pp. 61–74, https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120205 (In Russian)
Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2019) Vozrastnye osobennosti tormoznogo kontrolya i proaktivnaya interferentsiya pri zapominanii zritel’noj informatsii [Age characteristics of inhibition control in the model of proactive interference]. Voprosy psychologii, no. 2, pp. 124–132. (In Russian)
Razumnikova, O. M., Savinykh, M. A. (2016) Programmnyj kompleks dlya opredeleniya kharakteristik zritel’noprostranstvennoj pamyati [Software package for determining the systems of characteristics of visuospatial memory]. Inventor’s certificate No. RU 2016617675. Register date 12.07.2016. Granted by Rospatent. (In Russian)
Reznikova, T. N. (1983) Osnovnye printsipy i metody psikhologicheskogo issledovaniya “vnutrennej kartiny bolezni” [Main topic: Principle and method: Psychology and research “inutrenay pictures: Painful”]. In: M. M. Kabanov, A. E. Lichko, V. M. Smirnov (eds.). Metody psikhologicheskoj diagnostiki i korrektsii v klinike [Methods of psychological diagnosis and correction in the clinic]. Leningrad: Meditsina Publ., pp. 38–62. (In Russian)
Ruslyakova, E. E. (2015) Vnutrennyaya kartina zdorov’ya detej mladshego i starshego shkol’nogo vozrasta. Psikhologopedagogicheskoe soprovozhdenie doshkol’nogo i obshhego obrazovaniya [The internal picture of the health of children of primary and senior school age. Psychological and pedagogical support of preschool and general education]. Ufa: Aeterna Publ., 216 p. (In Russian)
Samarin, A. V., Mekhrishvili, L. L. (2016) Teoreticheskaya model’ formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi v diskurse kul’tury zdorov’ya [Theoretical model of formation of healthy students lifestyle in the discourse of health culture]. Mediko-farmatsevticheskij zhurnal “Pul’s” — Medical and Pharmaceutical Journal “Pulse”, vol. 18, no. 2, pp. 816–820. (In Russian)
Shishkova, I. M. (2018) Vliyanie semejnykh faktorov na formirovanie vnutrennej kartiny zdorov’ya rebenka [The family factors influence on the formation of child’s subject pattern of health] Lichnost’ v menyayushchemsya mire: zdorov’e, adaptatsiya, razvitie — Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development, vol. 6, no. 3 (22), pp. 563–574. (In Russian)
Tinsley, B. J. (1992). Multiple influences on the acquisition and socialization of children’s health attitudes and behavior: An integrative review. Child Development, vol. 63, no. 5, pp. 1043–1069. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.1992.tb01680.x (In English)
Tkhostov, A. Sh, Nelyubina, A. S. (2008) Obydennye predstavleniya kak faktor, oposreduyushсhij povedenie v situatsii bolezni [Everyday ideas as a factor mediating behavior in a disease situation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya — Tomsk State University Journal. Series: Psychology, no. 317, pp. 243–245. (In Russian)
Tkhostov, A. Sh., Rasskazova, E. I. (eds.). (2019) Rukovodstvo po psikhologii zdorov’ya [Guide to health psychology]. Moscow: Moscow University Publ., 840 p. (In Russian)
Vasil’eva, O. S., Filatov, F. R. (2001) Psikhologiya zdorov’ya cheloveka: etalony, predstavleniya, ustanovki [Psychology of human health: Standards, ideas, attitudes]. Moscow: Academy Publ., 352 p. (In Russian)
Vnutrennyaya kartina zdorov’ya detej i podrostkov [The internal picture of the health of children and adolescents]. (2006) In: G. S. Nikiforov (ed.). Psikhologiya zdorov’ya [Psychology of health]. Saint Petersburg: Piter Publ. pp. 437–465. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Екатерина Владимировна Добрина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.