Пространство Детства в Герценовском университете
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-83-90Ключевые слова:
детство, десятилетие детства, образовательное пространство, педагогический университет, проектАннотация
Статья посвящена описанию образовательного и культурного потенциала педагогических университетов в создания особого ориентированного на воспитание современных детей и подростков, пространства Детства. В статье дается характеристика основных задач и направлений деятельности РГПУ им. А. И. Герцена, направленных на построение в университете особого пространства Детства. Автором проанализирован научный и методический потенциал Герценовского университета в создании особого пространства Детства. Обоснована необходимость консолидации научно-профессионального сообщества для обсуждения, организации и проведения сравнительных, междисциплинарных исследований современного детства, социокультурного пространства развития и воспитания современного ребенка.
Представлены стратегические цели и задачи комплексной программы «Десятилетие Детства в Герценовском университете», описана ключевая идея программы и обоснована необходимость оформления и институализации пространства Детства в Герценовском университете. Описываются приоритетные проекты, направленные на реализацию задач программы: «Современное детство в современной России», «Методики развития и воспитания современного ребенка», «Современный специалист для современного детства», «Национальные и мировые ценности культуры, науки, языка, искусства, литературы — детству». Акцент делается на описании проводимого с 2019 г. РГПУ им. А. И. Герцена Международного культурно-просветительского форума «Детство: самоценность настоящего» как площадки обсуждения профессиональным сообществом проблем формирования новой, междисциплинарной науки о Детстве, образовательных практик работы с Детством, подготовки педагога к взаимодействию с современным Детством. Приводится описание основных направлений и итогов работы III Международного форума «Детство: самоценность настоящего», проведенного в декабре 2022 г.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Амирова, Л. А., Левина, И. Р., Янгирова, В. М. (2018) Педагогический университет как ресурсный центр поддержки семьи и детства. Педагогический журнал Башкортостана, № 1 (74), с. 41–51. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2018-1-41-50
Гогоберидзе, А. Г. (2018) Герценовский университет — территория детства. Педагогические вести, № 31-34 (2847/2850), с. 5.
Демакова, И. Д. (2021) Феномен «детство» в психологии и педагогике. В кн.: Т. Т. Щелина, С. П. Акутина (ред.). Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы. Сборник статей участников V Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ, 10–11 ноября 2021 г. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, с. 470–475.
Майер, А. А. (2019) Эпоха детства в десятилетии детства. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, № 2, с. 17–19.
Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2021) Социокультурное воспроизводство поколения через событийность детства. Обсерватория культуры, т. 18, № 5, с. 452–466. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-452-466
Майорова-Щеглова, С. Н., Митрофанова, С. Ю. (2021) Тезаурус детства в социогуманитарных науках. Горизонты гуманитарного знания, № 4, с. 47–60. http://doi.org/10.17805/ggz.2021.4.3
Программа «Десятилетие Детства в Герценовском университете»: возможности и перспективы реализации. (2018). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 15 с.
Руденок, Л. Н., Аршикова, О. Ф., Сараева, О. В. (2020) Университет начинается с детства. Современное дошкольное образование, № 20, с. 22–35.
Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705290022 (дата обращения 06.05.2023).
Фельдштейн, Д. И. (2009) Современное детство: проблемы и пути их решения. Вестник практической психологии образования, № 2 (19), с. 28–32.
Филипова, А. Г., Толвайшис, Л., Ракитина, Н. Э. (2022) Пространственный взгляд на детство: о географии детства, субъектности ребенка и трендах социологической науки. Вестник Томского государственного университета, № 475, с. 93–99. https://doi.org/10.17223/15617793/475/12
REFERENCES
Amirova, L. A., Levina, I. R., Yangirova, V. M. (2018) Pedagogicheskij universitet kak resursnyj tsentr podderzhki sem’i i detstva [Pedagogical University as a resource center for family and childhood support]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana — Pedagogical Journal of Bashkortostan, no. 1 (74), pp. 41–51. https://doi.org/10.21510/1817-3292-2018-1-41-50 (In Russian)
Demakova, I. D. (2021) Fenomen “detstvo” v psikhologii i pedagogike [Phenomenon “childhood” in psychology and pedagogy]. In: T. T. Shchelina, S. P. Akutina (eds.). Pedagogika i psikhologiya sovremennogo detstva: vyzovy, riski, prognozy. Sbornik statej uchastnikov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashchennoj 20-letiyu psikhologo-pedagogicheskogo fakul’teta Arzamasskogo filiala NNGU, 10–11 noyabrya 2021 g. [Pedagogy and psychology of modern childhood: Challenges, risks, forecasts. Proceedings of the V International scientific-practical conference, dedicated to the 20th anniversary of the psychology-pedagogy department of the Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University, November 10–11, 2021]. Arzamas: Arzamas Branch of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Publ., pp. 470–475. (In Russian)
Feldstein, D. I. (2009) Sovremennoe detstvo: problemy i puti ikh resheniya [Modern childhood: Problems and solutions]. Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya — Bulletin of Practical Psychology of Education, no. 2 (19), pp. 28–32. (In Russian)
Filipova, A. G., Tolvaišis, L., Rakitina, N. E. (2022) Prostranstvennyj vzglyad na detstvo: o geografii detstva, sub’ektnosti rebenka i trendakh sotsiologicheskoj nauki [A spatial perspective on childhood: Children’s geography, child’s agency and trends in social sciences]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, no. 475, рр. 93–99. https://doi.org/10.17223/15617793/475/12 (In Russian)
Gogoberidze, A. G. (2018) Gertsenovskij universitet — territoriya detstva [Herzen University—the territory of childhood]. Pedagogicheskie vesti, no. 31-34 (2847/2850), p. 5. (In Russian)
Mayer, A. A. (2019) Epokha detstva v desyatiletii detstva [Epoch of childhood in decade of childhood]. Doshkol’nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya, no. 2, pp. 17–19. (In Russian)
Mayorova-Shcheglova, S. N., Kolosova, E. A., Gubanova, A. Yu. (2021) Sotsiokul’turnoe vosproizvodstvo pokoleniya cherez sobytijnost’ detstva [Socio-cultural reproduction of a generation through the eventfulness of childhood]. Observatoriya kul’tury — Observatory of Culture, vol. 18, no. 5, pp. 452–466. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-452-466 (In Russian)
Mayorova-Shcheglova, S. N., Mitrofanova, S. Yu. (2021) Tezaurus detstva v sotsiogumanitarnykh naukakh [Thesaurus of childhood in social and humanities sciences]. Gorizonty gumanitarnogo znaniya, no. 4, pp. 47–60. http://doi.org/10.17805/ggz.2021.4.3 (In Russian)
Programma “Desyatiletie Detstva v Gertsenovskom universitete”: vozmozhnosti i perspektivy realizatsii [The program “Decade of Childhood at Herzen University”: Opportunities and prospects for implementation]. (2018). Saint Petersburg: The Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 15 p. (In Russian)
Rudenok, L. N., Arshikova, O. F., Saraeva, O. V. (2020) Universitet nachinaetsya s detstva [University begins with childhood]. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie — Preschool Education Today, no. 20, pp. 22–35. (In Russian)
Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 29 maya 2017 goda № 240 “Ob ob’yavlenii v Rossijskoj Federatsii Desyatiletiya detstva” [Decree of the President of the Russian Federation dated May 29, 2017 No. 240 “On the declaration of the decade of childhood in the Russian Federation”]. [Online]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705290022 (accessed 06.05.2023). (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Гогоберидзе Александра Гививна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.