Вязаные игрушки в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста

Авторы

  • Татьяна Валерьевна Безродных Забайкальский государственный университет
  • Ирина Владимировна Бальжинимаева Детский сад «Ульгэр»

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-100-109

Ключевые слова:

вязаные игрушки, национальная атрибутика, детский сад, этнокультурное развитие, этнокультурный опыт, этнокультурная компетенция, дети раннего и дошкольного возраста

Аннотация

Статья актуализирует вопросы этнокультурного развития детей раннего и дошкольного возраста. Авторы обосновывают идею обогащения этнокультурной составляющей развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В статье предпринята попытка изучить вопрос приобщения детей раннего и дошкольного возраста к национальным традициям посредством рукотворных игрушек. Особую роль в решении задач этнокультурного развития детей играет семья, а игрушки имеют самое непосредственное отношение к воспитанию и развитию детей раннего возраста и дошкольников. Так, изучение возможностей образовательной среды позволило обратиться к вязаной игрушке с национальной атрибутикой как к средству этнокультурного развития детей. Проведенное авторами исследование влияния вязаных игрушек с бурятской национальной атрибутикой на этнокультурное развитие дошкольников выявило определенные параметры этнокультурного развития детей раннего и дошкольного возраста. Цель исследования состоит в выявлении и обосновании роли вязаных игрушек в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста. Вязаные игрушки были выбраны по инициативе педагогов и родителей, так как было отмечено, что дети с большим интересом играют именно с вязаными игрушками, им тактильно приятно и при этом у них активизируется интерес к своей культуре. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Ульгэр» поселка Агинское Забайкальского края.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза была подтверждена и обоснована. Исследование позволило авторам сделать выводы о том, что использование вязаных игрушек в этнокультурном развитии детей раннего и дошкольного возраста эффективно при определенных условиях (разработана методическая картотека бесед, игр и игровых упражнений по использованию вязаных игрушек этнического содержания в ДОО; вязаные игрушки с бурятской национальной атрибутикой будут включены в разные режимные моменты и виды детской деятельности и др.).

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Безродных, Т. В., Никифорова, Л. В. (2021) Регионально-этнические аспекты приобщения дошкольников к национальной культуре родного края в условиях дошкольной образовательной организации. В кн.: А. И. Савенков (ред.). Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. М.: Московский городской педагогический университет, с. 322–325.

Гусев, А. В., Хачикян, Е. И., Масленникова, О. В. и др. (2022) Интеграция детей-инофонов в российское образовательное пространство: лингвистическая и социокультурная адаптация. Современное педагогическое образование, № 6, с. 298–304.

Дагбаева, Н. Ж., Лопсонова, З. Б. (2018) Проектирование культурных практик дошкольников: регионально- этнический аспект. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, т. 13, № 5, с. 98–105.

Карабанова, О. А., Алиева, Э. Ф., Радионова, О. Р. и др. (2014) Организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.: Федеральный институт развития образования, 96 с.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://solnyshko.com.ru/wp-content/uploads/2020/08/Национальная-доктрина-образования-в-РФ.pdf (дата обращения 15.09.2022).

Федорова, С. Н., Петрова, Т. Н. (2019) Эффективные механизмы инновационного развития этнокультурного образования детей на различных ступенях системы образования. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, № 1 (101), с. 222–231. https://doi.org/10.26293/chgpu.2019.101.1.028

REFERENCES

Bezrodnykh, T. V., Nikiforova, L. V. (2021) Regional’no-etnicheskie aspekty priobshcheniya doshkol’nikov k natsional’noj kul’ture rodnogo kraya v usloviyakh doshkol’noj obrazovatel’noj organizatsii [Regional and ethnic aspects of introducing preschoolers to the national culture of their native land in the context of a preschool educational organization]. In: A. I. Savenkov (ed.). Rebenok v sovremennom obrazovatel’nom prostranstve megapolisa. Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [The child in the modern educational space of the metropolis. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference]. Moscow: Moscow City University Publ., рр. 322–325. (In Russian)

Dagbaeva, N. Zh., Lopsonova, Z. B. (2018) Proektirovanie kul’turnykh praktik doshkol’nikov: regional’no-etnicheskij aspekt [Designing of cultural practices of preschool children: Regional-ethnic aspect]. Uchenye zapiski Zabajkal’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki — Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences, vol. 13, no. 5, pp. 98–105. (In Russian)

Fedorova, S. N., Petrova, T. N. (2019) Effektivnye mekhanizmy innovatsionnogo razvitiya etnokul’turnogo obrazovaniya detej na razlichnykh stupenyakh sistemy obrazovaniya [Effective mechanisms of innovative development of ethno-cultural education of children at various levels of educational system]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva — I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, no. 1 (101), pp. 222–231. https://doi.org/10.26293/chgpu.2019.101.1.028 (In Russian)

Gusev, A. V., Khachikyan, E. I., Maslennikova, O. V. et al. (2022) Integratsiya detej-inofonov v rossijskoe obrazovatel’noe prostranstvo: lingvisticheskaya i sotsiokul’turnaya adaptatsiya [Integration of foreign-speaking children into the Russian educational environment: Linguistic and socio-cultural adaptation]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie — Modern Pedagogical Education, no. 6, pp. 298–304. (In Russian)

Karabanova, O. A., Alieva, E. F., Radionova, O. R. et al. (2014) Organizatsiya razvivayushchej predmetno-prostranstvennoj sredy v sootvetstvii s Federal’nym gosudarstvennym obrazovatel’nym standartom doshkol’nogo obrazovaniya [Organization of a developing object-spatial environment in accordance with the federal state educational standard for preschool education]. Moscow: Federal Institute for Educational Development Publ., 96 p. (In Russian)

Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751 “O natsional’noj doktrine obrazovaniya v RF” [Decree of the Government of the Russian Federation dated October 4, 2000 No. 751 “On the National Doctrine of Education in the Russian Federation”]. [Online]. Available at: http://solnyshko.com.ru/wp-content/uploads/2020/08/National-doctrine-of-education-in-RF.pdf (accessed 15.09.2022). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2023

Выпуск

Раздел

Статьи