Кейс-технология средствами искусства как способ формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного и начального образования

Авторы

  • Наталья Геннадьевна Молодцова Московский педагогический государственный университет https://orcid.org/0000-0001-6582-886X

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-137-143

Ключевые слова:

коммуникативная компетентность, кейс-технологии, будущий педагог, фасилитативные умения, фасилитированная дискуссия

Аннотация

Статья посвящена актуальной с точки зрения гуманизации современного образования проблеме формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов начального и дошкольного обучения в процессе изучения ими психолого-педагогических дисциплин с помощью кейс-технологий с точки зрения всех трех структурных компонентов общения: перцептивного, коммуникативного, интерактивного. В работе рассматриваются структура и компоненты коммуникативной компетентности, выделенные специалистами в этой области; анализируются особенности кейс-технологии как интерактивного подхода к обучению студентов педагогических вузов, соединяющего теорию с практикой и способствующего развитию у будущих педагогов профессиональных умений и качеств, важных для продуктивного личностно-ориентированного педагогического общения с детьми; описывается опыт создания и использования в учебном процессе студентов Московского педагогического государственного университета кейсов, построенных на материале искусства. Анализируется метод фасилитированной дискуссии, раскрывается роль парафраза с точки зрения речевого развития как будущего педагога, так и ребенка. Делается акцент на развитие у студентов фасилитативных умений и качеств, необходимых педагогу для личностно-ориентированного общения в условиях гуманизации образования. Приводятся примеры кейсов и результаты такого подхода, отзывы студентов о применении данного подхода в процессе их профессиональной подготовки. Для решения поставленной проблемы методом кейс-технологий совместно со студентами было разработано и активно используется на протяжении нескольких лет учебно-методическое пособие по психологии педагогического общения, которое содержит интерактивные методы обучения, практические упражнения, кейсы на материале произведений искусства. Варианты подобных кейсов из этого пособия приведены в статье в качестве иллюстративного материала.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Деменева, Н. Н., Колесова, О. В. (2018) Кейс-конспект как средство оценки методической компетентности студентов педагогических вузов и учителей начальных классов. Образование и наука, т. 20, № 9, с. 158–182.

Зимняя, И. А. (2004) Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 40 с.

Молодцова, Н. Г. (2021a) Проблема формирования коммуникативной компетентности педагога в представлении современных студентов-филологов МПГУ. В кн.: Е. Л. Ерохина, З. И. Курцева, Ю. В. Щербинина (ред.). Педагогическая риторика и речеведение в цифровую эпоху. Материалы XXIV Международной научно- практической конференции (11–12 февраля 2021 г.). М.: Языки народов мира; НВИ, с. 202–208.

Молодцова, Н. Г. (2021b) Психология педагогического общения: сборник кейсов и упражнений. М.: МПГУ, 113 с.

Молодцова, Н. Г., Выгонская, Г. М. (2020) Формирование коммуникативной функциональной грамотности младших школьников в процессе восприятия произведений живописи. Школа будущего, № 1, с. 64–73.

Тивикова, С. К., Дедова, О. Ю., Яшина, Н. Ю. (2015) Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования. Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 135 с.

Филатова, Е. В. (2012) Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура. Научно- педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit, № 1. с. 119–125.

REFERENCES

Demeneva, N. N., Kolesova, O. V. (2018) Kejs-konspekt kak sredstvo otsenki metodicheskoj kompetentnosti studentov pedagogicheskikh vuzov i uchitelej nachal’nykh klassov [Case-designed lesson plans as a means of assessing methodological competency of pedagogical students and primary school teachers]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 20, no. 9, pp. 158–182. (In Russian)

Filatova, E. V. (2012) Kommunikativnaya kompetentnost’ pedagoga: sushchnost’ i struktura [Communicative competence of teacher: Essence and structure]. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri Magister Dixit, no. 1. pp. 119–125. (In Russian)

Molodtsova, N. G. (2021a) Problema formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti pedagoga v predstavlenii sovremennykh studentov-filologov MPGU [The problem of forming the communicative competence of a teacher as seen by modern students of the Moscow State Pedagogical University]. In: E. L. Erokhina, Z. I. Kurtseva, Yu. V. Shcherbinina (eds.). Pedagogicheskaya ritorika i rechevedenie v tsifrovuyu epokhu. Materialy XXIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (11–12 fevralya 2021 g.) [Pedagogical rhetoric and speech studies in the digital age. Proceedings of the XXIV International Scientific and Practical Conference (February 11–12, 2021)]. Moscow: Yazyki Narodov Mira Publ.; NVI Publ., pp. 202–208. (In Russian)

Molodtsova, N. G. (2021b) Psikhologiya pedagogicheskogo obshcheniya: sbornik kejsov i uprazhnenij [Psychology of pedagogical communication: A collection of cases and exercises]. Moscow: Moscow Pedagogical State University Publ., 113 p. (In Russian)

Molodtsova, N. G., Vygonskaya, G. M. (2020) Formirovanie kommunikativnoj funktsional’noj gramotnosti mladshikh shkol’nikov v protsesse vospriyatiya proizvedenij zhivopisi [Formation of communicative functional literacy of primary school students in the process of perception of artworks]. Shkola budushchego — School of the Future, no. 1, pp. 64–73. (In Russian)

Tivikova, S. K., Dedova, O. Yu., Yashina, N. Yu. (2015) Razvitie kommunikativnoj kompetentnosti pedagoga v sisteme dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovanija [Development of communicative competence of a pedagogue in the system of additional professional education]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Institute of the Education Development Publ., 135 p. (In Russian)

Zimnyaya, I. A. (2004) Klyuchevye kompetentnosti kak rezul’tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Key competencies as the result-targeting basis of the competency-based approach in education]. Moscow: Issledovatel’skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 40 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2023

Выпуск

Раздел

Статьи