Факторы, предопределяющие мнение о влиянии мобильных технологий на обучение

Авторы

  • Мария Анатольевна Журавлева Новосибирский национальный исследовательский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-1216-0776

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-3-173-182

Ключевые слова:

мобильное обучение, мобильные приложения, мотивация, теории мотивации, факторы мотивации, 2B-PLS

Аннотация

Понятие мобильного обучения набирает все большую популярность в современных методах преподавания иностранных языков. Мобильное обучение обладает тенденцией его интеграции в процесс традиционного обучения при условии, что основные методологические принципы сохранятся. Использование данного способа обучения иностранным языкам способствует осуществлению личностно-ориентированного, ситуативного и аутентичного методов. Одна из форм организации мобильного обучения — это внедрение мобильных языковых приложений. В связи с внедрением процесса цифровизации во все сферы жизнедеятельности, в том числе в образование, было решено рассмотреть влияние мобильных приложений на изменение мотивации учащихся, т. к. одним из наиболее важных преимуществ является повышение мотивации учащегося к изучению иностранных языков как на уроках, так и вне учебного заведения. В статье излагается информация о мобильном обучении, мобильных приложениях, их преимуществах, а также опыт работы с мобильными приложениями на уроках английского языка среди учащихся средних классов. Дается обзор основных теорий мотивации, а также 12 факторов мотивации. В статье описаны результаты исследования, проведенного на основе анкетирования учащихся в магистратуре студентов. После прохождения анкетирования необходимо было ответить на вопрос: «Повысит ли мотивацию школьников к изучению английского языка использование на уроках мобильных технологий?» По результатам исследования было выявлено, что в ситуации необходимости отвечать на вопрос об изменении мотивации к учебе неизвестных людей в связи с использованием на уроках мобильных технологий испытуемые из анкеты выбирают вариант ответа, который наиболее ближе к их собственным мотивационным предпочтениям.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения 09.01.2023).

ЛИТЕРАТУРА

Алмаев, Н. А., Мурашева, О. В., Бессонова, Ю. В., Киселева, Н. И. (2016) Обобщенные шкалы контент-анализа проективных рассказов теста социальной мотивации (ТСМ). Описание и критериальная валидность. Часть 1. Экспериментальная психология, т. 9, № 4, с. 90–104. https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090409

Бессмертная, В. В., Казбан, Е. В. (2022) Основные аспекты теории мотивации Фредерика Герцберга. Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля, № 10 (64), с. 29–30.

Исмагулова, Г. Н. (2013) Анализ теории и практики мотивации. В кн.: А. А. Горохов (ред.). Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально- экономических системах: материалы 2-й Международной научно-практической конференции: в 2-х т. Т. 1. Курск: Университетская книга, с. 180–183.

Лук, Т. Н., Стародубцева, А. С. (2021) Иерархия потребностей Маслоу и ее применение в управлении человеческими ресурсами. В кн.: А. А. Горохов (ред.). Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей 3-й Межрегиональной научно-практической конференции. Курск: Изд-во ЮЗГУ, с. 252–256.

Митрофанова, И. В., Корсакова, И. В., Пономарева, А. С., Калиничева, И. Д. (2019) Мотивация и стимулирование труда: эволюция концептуально-методологических подходов. Экономика: вчера, сегодня, завтра, т. 9, № 1A, с. 436–451.

Порядина, В. Л., Лихачева, Т. Г., Борисова, А. А. (2022) Процессуальные теории мотивации. Цифровая и отраслевая экономика, № 2 (27), с. 15–21.

Ричи, Ш., Мартин, П. (2004) Управление мотивацией. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 399 с.

Aisner, L. Yu., Naumov, O. D. (2022) Professional development of a teacher in the context of digitalization of education. In: Formirovanie professional’nykh kompetentnostej obuchayushchikhsya: Materialy Regional’noj (mezhvuzovskoj) nauchno-prakticheskoj konferentsii. Krasnoyarsk: KSAU Publ., pp. 101–105.

Kapsargina, S. A. (2021) Actual question of using mobile apps in teaching English language. In: V. L. Bopp, Zh. N. Shmaleva (eds.). Problemy sovremennoj agrarnoj nauki. Krasnoyarsk: KSAU Publ., pp. 477–480.

Kovaleva, V. Yu., Pozdnyakov, A. A., Litvinov, Yu. N., Efimov, V. M. (2019) Estimation of the congruence between morphogenetic and molecular-genetic modules of gray voles Microtus S.L. variability along a climatic gradient. Ecological Genetics, vol. 17, no. 2, pp. 21–34. https://doi.org/10.17816/ecogen17221-34

Krivoshchekov, S. G., Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G., Prihodko, A. Yu. (2022) Multivariate analysis of indicators of inhibitory and autonomic control in orthostasis and emotional situations. Human Physiology, vol. 48, no. 1, pp. 20–29. https://doi.org/10.1134/S0362119721060050

Nikolaeva, E. I., Efimova, V. L., Vergunov, E. G. (2022) Integration of vestibular and auditory information in ontogenesis. Children, vol. 9, no. 3, article 401. https://doi.org/10.3390/children9030401

Omarova, S. K. (2021) Foreign language mobile learning design. Herald of Science of S. Seifullin Kazakh Agro Technical University, no. 2 (109), pp. 98–103. https://doi.org/10.51452/kazatu.2021.2(109).597

Polunin, D., Shtaiger, I., Efimov, V. (2019) JACOBI4 software for multivariate analysis of biological data. bioRxiv, 21 November. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1101/803684 (accessed 19.08.2023).

Rännar, S., Lindgren, F., Geladi, P., Wold, S. (1994) A PLS kernel algorithm for data sets with many variables and fewer objects. Part 1: Theory and algorithm. Journal of Chemometrics, vol. 8, no. 2, pp. 111–125. https://doi.org/10.1002/cem.1180080204

Rohlf, F. J., Corti, M. (2000) Use of two-block partial least-squares to study covariation in shape. Systematic Biology, vol. 49, no. 4, pp. 740–753. https://doi.org/10.1080/106351500750049806

Savostyanov, A. N., Vergunov, E. G., Saprygin, A. E., Lebedkin, D. A. (2022) Validation of a face image assessment technology to study the dynamics of human functional states in the EEG resting-state paradigm. Vavilov Journal of Genetics and Breeding, vol. 26, no. 8, pp. 765–772. https://doi.org/10.18699/VJGB-22-92

Tarasova, M. V., Kotova, A. A. (2022) Prospects for the development of digitalization of education in Russia. Vestnik Tul’skogo filiala Finuniversiteta, no. 1, pp. 407–409.

Vergunov, E. G. (2022) Coping space transformation at different levels of university training during the pandemic and the assessment of its integral indicators. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 4, no. 2, pp. 115–123. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-115-123

SOURCES

Ukaz Presidenta Rossijskoj Federatsii ot 7 maya 2018 g. № 204 “O natsional’nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda” [Decree of the Government of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 “On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024”]. [Online]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (accessed 09.01.2023). (In Russian)

REFERENCES

Aisner, L. Yu., Naumov, O. D. (2022) Professional development of a teacher in the context of digitalization of education. In: Formirovanie professional’nykh kompetentnostej obuchayushchikhsya: Materialy Regional’noj (mezhvuzovskoj) nauchno-prakticheskoj konferentsii [Formation of professional competencies of students: Proceedings of the Regional (Interuniversity) scientific and practical conference]. Krasnoyarsk: KSAU Publ., pp. 101–105. (In English)

Almayev, N. A., Murasheva, O. V., Bessonova, Yu. V., Kiselyova, N. I. (2016) Obobshchennye shkaly kontent-analiza proektivnykh rasskazov testa sotsial’noj motivatsii (TSM). Opisanie i kriterial’naya validnost’. Chast’ 1 [Generalized scales of content analysis of projective narratives in test of social motivation (TSM). Their validity and specifics. Part 1]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology, vol. 9, no. 4, pp. 90–104. https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090409 (In Russian)

Bessmertnaya, V. V., Kazban, E. V. (2022) Osnovnye aspekty teorii motivatsii Frederika Gertsberga [Main aspects of Frederik Herzberg’s theory of motivation]. Vestnik Luganskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Vladimira Dalya — Vestnik Lugansk Vladimir Dahl State University, no. 10 (64), pp. 29–30. (In Russian)

Ismagulova, G. N. (2013) Analiz teorii i praktiki motivatsii [Analysis of the theory and practice of motivation]. In: A. A. Gorokhov (ed.). Sovremennye podkhody k transformatsii kontseptsij gosudarstvennogo regulirovaniya i upravleniya v sotsial’no-ekonomicheskikh sistemakh: materialy 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii: v 2-kh t. T. 1 [Modern approaches to the transformation of the concepts of state regulation and management in socio-economic systems: Materials of the 2nd International Scientific and Practical Conference: In 2 vols. Vol. 1]. Kursk: Universitetskaya kniga Publ., pp. 180–183. (In Russian)

Kapsargina, S. A. (2021) Actual question of using mobile apps in teaching English language. In: V. L. Bopp, Zh. N. Shmaleva (eds.). Problemy sovremennoj agrarnoj nauki [Problems of modern agricultural science]. Krasnoyarsk: KSAU Publ., pp. 477–480. (In English)

Kovaleva, V. Yu., Pozdnyakov, A. A., Litvinov, Yu. N., Efimov, V. M. (2019) Estimation of the congruence between morphogenetic and molecular-genetic modules of gray voles Microtus S.L. variability along a climatic gradient. Ecological Genetics, vol. 17, no. 2, pp. 21–34. https://doi.org/10.17816/ecogen17221-34 (In English)

Krivoshchekov, S. G., Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G., Prihodko, A. Yu. (2022) Multivariate analysis of indicators of inhibitory and autonomic control in orthostasis and emotional situations. Human Physiology, vol. 48, no. 1, pp. 20–29. https://doi.org/10.1134/S0362119721060050 (In English)

Luk, T. N., Starodubtseva, A. S. (2021) Ierarkhiya potrebnostej Maslou i ee primenenie v upravlenii chelovecheskimi resursami [Maslow’s hierarchy of needs and its application to human resource management]. In: A. A. Gorokhov (ed.). Tsifrovaya ekonomika: problemy i perspektivy razvitiya. Sbornik nauchnykh statej 3-j Mezhregional’noj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Digital economy: Problems and development prospects. Collection of scientific articles of the 3rd Interregional scientific and practical conference]. Kursk: The Southwest State University Publ., pp. 252–256. (In Russian)

Mitrofanova, I. V., Korsakova, I. V., Ponomareva, A. S., Kalinicheva, I. D. (2019) Motivatsiya i stimulirovanie truda: evolyutsiya kontseptual’no-metodologicheskikh podkhodov [Motivation and stimulation of labor: The evolution of conceptual and methodological approaches]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra — Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, vol. 9, no. 1A, pp. 436–451. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Efimova, V. L., Vergunov, E. G. (2022) Integration of vestibular and auditory information in ontogenesis. Children, vol. 9, no. 3, article 401. https://doi.org/10.3390/children9030401 (In English)

Omarova, S. K. (2021) Foreign language mobile learning design. Herald of Science of S. Seifullin Kazakh Agro Technical University, no. 2 (109), pp. 98–103. https://doi.org/10.51452/kazatu.2021.2(109).597 (In English)

Polunin, D., Shtaiger, I., Efimov, V. (2019) JACOBI4 software for multivariate analysis of biological data. bioRxiv, 21 November. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1101/803684 (accessed 19.08.2023). (In English)

Poryadina, V. L., Likhacheva, T. G., Borisova, A. A. (2022) Protsessual’nye teorii motivatsii [Billing and grading as ways of differentiation of remuneration]. Tsifrovaya i otraslevaya ekonomika, no. 2 (27), pp. 15–21. (In Russian)

Rännar, S., Lindgren, F., Geladi, P., Wold, S. (1994) A PLS kernel algorithm for data sets with many variables and fewer objects. Part 1: Theory and algorithm. Journal of Chemometrics, vol. 8, no. 2, pp. 111–125. https://doi.org/10.1002/cem.1180080204 (In English)

Ritchie, Sh., Martin, P. (2004) Upravlenie motivatsiej [Motivational management]. Moscow: UNITI-DANA Publ., 399 p. (In Russian)

Rohlf, F. J., Corti, M. (2000) Use of two-block partial least-squares to study covariation in shape. Systematic Biology, vol. 49, no. 4, pp. 740–753. https://doi.org/10.1080/106351500750049806 (In English)

Savostyanov, A. N., Vergunov, E. G., Saprygin, A. E., Lebedkin, D. A. (2022) Validation of a face image assessment technology to study the dynamics of human functional states in the EEG resting-state paradigm. Vavilov Journal of Genetics and Breeding, vol. 26, no. 8, pp. 765–772. https://doi.org/10.18699/VJGB-22-92 (In English)

Tarasova, M. V., Kotova, A. A. (2022) Prospects for the development of digitalization of education in Russia. Vestnik Tul’skogo filiala Finuniversiteta, no. 1, pp. 407–409. (In English)

Vergunov, E. G. (2022) Coping space transformation at different levels of university training during the pandemic and the assessment of its integral indicators. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 4, no. 2, pp. 115–123. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-115-123 (In English)

Опубликован

30.11.2023

Выпуск

Раздел

Статьи