Традиционная игра как условие проявления сорадования у детей 8–9 лет
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-1-64-75Ключевые слова:
эмпатия, сорадование, традиционная игра, младшие школьники, межличностные отношенияАннотация
В работе «Традиционная игра как условие проявления сорадования у детей 8–9 лет» авторы путем эмпирического исследования анализируют изменения в проявлении сорадования по отношению к Другому в процессе участия детей в традиционной игре. Рассматриваются две противоположные валентности эмпатии: положительная и отрицательная, соотносимые с сорадованием и состраданием, кроме того, определены природа, общие признаки и различия обеих валентностей. Сорадование определяется как маркер нравственности. Приводится обоснование сорадования как механизма социализации через выделение главной функции — создание и удержание сообществ. В качестве экспериментального условия для проявления признаков сорадования взята традиционная игра. В экспериментальную выборку вошли 15 младших школьников в возрасте 8–9 лет обоих полов. Игровая программа была проведена 17 раз с испытуемыми на протяжении 4-х месяцев в двух различных средах: в школе и во дворе. Первичная и вторичная диагностики проведены в начале и конце эксперимента. Количественный и качественный анализ полученных данных подтверждает положительное воздействие опыта участия в традиционной игре на способность ощущать и проявлять сорадование у младших школьников. Кроме того, статистическое исследование подтверждает гипотезу о том, что качество межличностных отношений между участниками в процессе игры и отношение у детей к самой игре имеют значимые различия в зависимости от места проведения игры: в школе или во дворе.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Абраменкова, В. В. (1986) Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства. Вопросы психологии, № 4, с. 27–36.
Абраменкова, В. В. (1999) Сорадование и сострадание в детской картине мира. М.: ЭКО, 224 с.
Абраменкова, В. В. (2000) Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 413 с.
Абраменкова, В. В. (2001). Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства. Психологическая наука и образование, т. 6, № 4, с. 48–60.
Анищенко, А. А. (2018) Эмоциональный и эмотивный потенциалы речевых актов сферы сорадования. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика, № 2, с. 8–16. https://doi.org/10.18384/2310-712X-2018-2-8-16
Гаврилова, Т. П. (1981) Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков. В кн.: А. А. Бодалев (ред.). Психология межличностного познания: сборник статей. М.: Педагогика, с. 122–139.
Головей, Л. А., Рыбалко, Е. Ф. (ред.). (2002) Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 694 с.
Горбатова, Е. А. (2014) Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, т. 21, № 1, с. 23–29.
Куренкова, А. Ю. (2006) «Первоисточник нравственных норм»: полемика В. М. Чернова с В. С. Соловьевым. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета, № 1 (12), с. 45–50.
Пашукова, Т. И., Троицкая, Е. А. (2010) Механизмы и функции эмпатии. Вестник Московского государственного лингвистического университета, т. 7, № 586, с. 197–209.
Репина, Т. А. (2004) Проблема полоролевой социализации детей. М.: Изд-во Московского психолого- социального института; Воронеж: МОДЭК, 288 с.
Теплова, А. Б., Чернушевич, В. А. (2017) Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения. Культурно-историческая психология, т. 13, № 3, с. 51–59. https://doi.org/10.17759/chp.2017130307
Теплова, А. Б., Чернушевич, В. А. (2019) Коррекционно-профилактический потенциал традиционной игры (планирование экспериментального исследования). Психология и право, т. 9, № 3, с. 296–309. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090321
Теплова, А. Б., Чернушевич, В. А. (2021) Аксиологический и методологический анализ народных игр. Психолого-педагогические исследования, т. 13, № 4, с. 22–38. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130402
Теплова, А. Б., Чернушевич, В. А., Чупракова, Н. Н. (2020) Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы). Психология и право, т. 10, № 2, с. 64–77. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100206
Чернушевич, В. А. (2014) Экспериментальное исследование психоэмоциональных ресурсов народных игр (фольклора). Психология и право, т. 4, № 1, с. 25–34.
Чернушевич, В. А., Куприянова, Е. А., Бобрышова, Е. И. (2016) Народная игровая культура как средство формирования норм общения в детском возрасте. Психология и право, т. 6, № 2, с. 93–106. https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060207
Шнайдер, М. И. (2016) Эмпатия как форма отражения другого человека. Гуманизация образования, № 2, с. 60–65.
Andreychik, M., Lewis, E. (2017) Will you help me to suffer less? How about to feel more joy? Positive and negative empathy are associated with different other-oriented motivations. Personality and Individual Differences, vol. 105, pp. 139–149. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.09.038
Andreychik, M. R., Migliaccio, N. (2015) Empathizing with others’ pain versus empathizing with others’ joy: Examining the separability of positive and negative empathy and their relation to different types of social behaviors and social emotions. Basic and Applied Social Psychology, vol. 37, no. 5, pp. 274–291. https://doi.org/10.1080/01973533.2015.1071256
Cohn, M. A., Fredrickson, B L., Brown, S. L. et al. (2009) Happiness unpacked: Positive emotions increase life satisfaction by building resilience. Emotion, vol. 9, no. 3, pp. 361–368. https://doi.org/10.1037/a0015952
Morelli, S., Lieberman, M., Zaki, J. (2015) The emerging study of positive empathy. Social and Personality Psychology Compass, vol. 9, no. 2, pp. 57–68. https://doi.org/10.1111/spc3.12157
Royzman, E., Kumar, R. (2001) On the relative preponderance of empathic sorrow and its relation to commonsense morality. New Ideas in Psychology, vol. 19, no. 2, pp. 131–144. https://doi.org/10.1016/S0732-118X(00)00020-9
Sallquist, J., Eisenberg, N., Spinrad, T. L. et al. (2009) Assessment of preschoolers’ positive empathy: Concurrent and longitudinal relations with positive emotion, social competence, and sympathy. The Journal of Positive Psychology, vol. 4, no. 3, pp. 223–233. https://doi.org/10.1080/17439760902819444
REFERENCES
Abramenkova, V. V. (1986) Razvitie gumannykh otnoshenij rebenka i sotsial’naya psikhologiya detstva [Development of humane relations of the child and social psychology of childhood]. Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 27–36. (In Russian)
Abramenkova, V. V. (1999) Soradovanie i sostradanie v detskoj kartine mira [Compassion and compassion in the children’s picture of the world]. Moscow: EKO Publ., 224 p. (In Russian)
Abramenkova, V. V. (2000) Sotsial’naya psikhologiya detstva: razvitie otnoshenij rebenka v detskoj subkul’ture [Social psychology of childhood: The development of child relationships in children’s subculture]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 413 p. (In Russian)
Abramenkova, V. V. (2001) Metodologiya i printsipy analiza otnoshenij rebenka v sotsial’noj psikhologii detstva [Methodology and principles of analysis of the child’s relations in the social psychology of childhood]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 6, no. 4, pp. 48–60. (In Russian)
Andreychik, M., Lewis, E. (2017) Will you help me to suffer less? How about to feel more joy? Positive and negative empathy are associated with different other-oriented motivations. Personality and Individual Differences, vol. 105, pp. 139–149. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.09.038 (In English)
Andreychik, M., Migliaccio, N. (2015) Empathizing with others’ pain versus empathizing with others’ joy: Examining the separability of positive and negative empathy and their relation to different types of social behaviors and social emotions. Basic and Applied Social Psychology, vol. 37, no. 5, pp. 274–291. https://doi.org/10.1080/01973533.2015.1071256 (In English)
Anishchenko, A. A. (2018) Emotsional’nyj i emotivnyj potentsialy rechevykh aktov sfery soradovaniya [Emotional and emotive potentials of the speech acts of the sphere of rejoicing]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika — Bulletin of Moscow Region State University. Series: Linguistics, no. 2, pp. 8–16. https://doi.org/10.18384/2310-712X-2018-2-8-16 (In Russian)
Chernushevich, V. A. (2014) Eksperimental’noe issledovanie psikhoemotsional’nykh resursov narodnykh igr (fol’klora) [An experimental study of psycho-emotional resources of folk games (folklore)]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Law, vol. 4, no. 1, pp. 25–34. (In Russian)
Chernushevich, V. A., Kupriyanova, E. A., Bobryshova, E. I. (2016) Narodnaya igrovaya kul’tura kak sredstvo formirovaniya norm obshcheniya v detskom vozraste [Folk national culture as a means of forming norms of communication in childhood]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Law, vol. 6, no. 2, pp. 93–106. https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060207 (In Russian)
Cohn, M. A., Fredrickson, B L., Brown, S. L. et al. (2009) Happiness unpacked: Positive emotions increase life satisfaction by building resilience. Emotion, vol. 9, no. 3, pp. 361–368. https://doi.org/10.1037/a0015952 (In English)
Gavrilova, T. P. (1981) Analiz empatijnykh perezhivanij mladshikh shkol’nikov i mladshikh podrostkov [Analysis of empathic experiences of younger schoolchildren and younger adolescents]. In: A. A. Bodalev (ed.). Psikhologiya mezhlichnostnogo poznaniya [Psychology of interpersonal cognition]. Moscow: Pedagogika Publ., pp. 122–139. (In Russian)
Golovej, L. A., Rybalko, E. F. (eds.). (2002) Praktikum po vozrastnoj psikhologii [Workshop on developmental psychology]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 694 p. (In Russian)
Gorbatova, E. A. (2014) Empatiya: psikhologicheskaya struktura i mekhanizmy realizatsii [Empathy: Psychological structure and mechanisms of realization]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial’noj raboty — Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, vol. 21, no. 1, pp. 23–29. (In Russian)
Kurenkova, A. Yu. (2006) “Pervoistochnik nravstvennykh norm”: polemika V. M. Chernova s V. S. Solov’evym [The primary source of the moral norms: The controversy of V. M. Chernov with V. S. Solovjev]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel’nogo universiteta, no. 1 (12), pp. 45–50. (In Russian)
Morelli, S., Lieberman, M., Zaki, J. (2015) The emerging study of positive empathy. Social and Personality Psychology Compass, vol. 9, no. 2, pp. 57–68. https://doi.org/10.1111/spc3.12157 (In English)
Pashukova, T. I., Troitskaya, E. A. (2010) Mekhanizmy i funktsii empatii [Mechanisms and functions of empathy]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta — Vestnik of Moscow State Linguistic University, vol. 7, no. 586, pp. 197–209. (In Russian)
Repina, T. A. (2004) Problema polorolevoj sotsializatsii detej [The problem of sex-role socialization of children]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 288 p. (In Russian)
Royzman, E., Kumar, R. (2001) On the relative preponderance of empathic sorrow and its relation to commonsense morality. New Ideas in Psychology, vol. 19, no. 2, pp. 131–144. https://doi.org/10.1016/S0732-118X(00)00020-9 (In English)
Sallquist, J., Eisenberg, N., Spinrad, T. L. et al. (2009) Assessment of preschoolers’ positive empathy: Concurrent and longitudinal relations with positive emotion, social competence, and sympathy. The Journal of Positive Psychology, vol. 4, no. 3, pp. 223–233. https://doi.org/10.1080/17439760902819444 (In English)
Schneider, M. I. (2016) Empatiya kak forma otrazheniya drugogo cheloveka. [Empathy as a form of reflection of another person]. Gumanizatsiya obrazovaniya — Humanization of Education, no. 2, pp. 60–65. (In English)
Teplova, A. B., Chernushevich, V. A. (2017) Resursy narodnoj igry kak sotsiokul’turnogo sredstva profilaktiki deviantnogo povedeniya [Folk game as sociocultural means of preventing deviant behavior]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 13, no. 3, pp. 51–59. https://doi.org/10.17759/chp.2017130307 (In Russian)
Teplova, A. B., Chernushevich, V. A. (2019) Korrektsionno-profilakticheskij potentsial traditsionnoj igry (planirovanie eksperimental’nogo issledovaniya) [Corrective and preventive potential of traditional game (experimental research planning)]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Low, vol. 9, no. 3, pp. 296–309. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090321 (In Russian)
Teplova, A. B., Chernushevich, V. A. (2021) Aksiologicheskij i metodologicheskij analiz narodnykh igr [Axiological and methodological analysis of folk games]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya — Psychological-Educational Studiies, vol. 13, no. 4, pp. 22–38. https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130402 (In Russian)
Teplova, A. B., Chernushevich, V. A., Chuprakova, N. N. (2020) Problemy vnedreniya fol’klornoj igrovoj praktiki kak korrektsionno-profilakticheskogo resursa (rezul’taty i perspektivy eksperimental’noj raboty) [Implementation issues of folklore game practice as a corrective and preventive resource (results and potential of experimental work)]. Psikhologiya i pravo — Psychology and Low, vol. 10, no. 2, pp. 64–77. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100206 (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Дыденкова Ева Александровна, Теплова Анна Борисовна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.