Специфика проектного метода как формы детского участия: по материалам эмпирического исследования
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-195-202Ключевые слова:
детское участие, социология детства, участие, проектная деятельность, детский проектАннотация
Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, становится как исследовательской, так и правовой проблемой. Конвенция ООН «О правах ребенка», принятая в 1989 году, закрепила право детей на участие. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы подчеркнула необходимость развивать детское участие и обучать специалистов по работе с детьми принципам и методикам детского участия. Актуальность статьи заключается в том, что автор рассматривает проектную деятельность как форму детского участия, анализируя специфику данного метода и высказывая рекомендации по его совершенствованию. Проектная деятельность активно внедряется в программы основного общего образования, однако практика ее применения в целях участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, ограничивается небольшим количеством исследований, которые отражают эффективность данного метода, но не раскрывают его специфику. Позитивный опыт применения проектного метода за рубежом также доказывает важность изучения и использования данного метода как формы детского участия. Автор рассматривает результаты проведенного им эмпирического исследования проектных основ детского участия. В рамках данного исследования детям — воспитанникам социально-реабилитационного центра (г. Владивосток) было предложено разработать и реализовать собственный проект. В статье сопоставляются высказывания детей и взрослых, выявляются основные факторы, мешающие реализации проекта и ограничивающие возможности детей полноценно участвовать в решении вопросов, непосредственно затрагивающих их интересы. Автор дает рекомендации по совершенствованию практик применения метода проектов как формы детского участия.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Возмищева, Н. В. (сост.). (2016) Методические рекомендации по написанию социального проекта. [Электронный ресурс]. URL: https://topuch.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-socialenogo-proekta-m/index.html (дата обращения 24.05.2022).
Калабихина, И. Е., Ионцева, С. В., Козлов, В. А. (2010) Анализ моделей участия детей в процессах принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы ребенка (на примере российских городов, присоединившихся к инициативе ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям»). [Электронный ресурс]. URL: http://perm-deti.ru/wp-content/uploads/2016/08/Анализ-моделей-участия-детей-в-процессах-принятия-решений-по-вопросам-затрагивающим-интересы-ребенка.pdf (дата обращения 24.05.2022).
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (1989) Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 24.05.2022).
Луков, В. А. (2010) Социальное проектирование. М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии; Флинта, 239 с.
Поливанова, К. Н. (2011) Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 192 с.
Редько, С. Г., Итс, Т. А., Цветкова, Н. А. и др. (2018) Основы проектной деятельности. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского политехнического университета Петра Великого, 84 с.
Толковый словарь русского языка Ушакова. (2010) Slovar.cc. [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/rus/ushakov (дата обращения 24.05.2022).
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения 24.05.2022).
Филипова, А. Г. (ред.). (2020a) Зарубежный опыт участия детей и молодежи в решении вопросов, затрагивающих их интересы. СПб.: Астерион, 162 с.
Филипова, А. Г. (ред.). (2020b) Технологии вовлечения детей в решение вопросов, затрагивающих их интересы. СПб.: Астерион, 200 с.
REFERENCES
Filipova, A. G. (ed.). (2020a) Zarubezhnyj opyt uchastiya detej i molodezhi v reshenii voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy [Foreign experience of the participation of children and youth in resolving issues affecting their interests]. Saint Petersburg: Asterion Publ., 162 p. (In Russian)
Filipova, A. G. (ed.). (2020b) Tekhnologii vovlecheniya detej v reshenie voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy [Technologies for involving children in solving issues affecting their interests]. Saint Petersburg: Asterion Publ., 200 p. (In Russian)
Kalabikhina, I. E., Iontseva, S. V., Kozlov, V. A. (2010) Analiz modelej uchastiya detej v protsessakh prinyatiya reshenij po voprosam, zatragivayushchim interesy rebenka (na primere rossijskikh gorodov, prisoedinivshikhsya k initsiative YUNISEF “Goroda, dobrozhelatel’nye k detyam”) [Analysis of models of child’s participation in decision making processes on the matters, related to child’s interests (on the example of Russian cities, joined the UNICEF “Cities Fit for Children” initiative]. [Online]. Available at: http://perm-deti.ru/wp-content/uploads/2016/08/Анализ-моделей-участия-детей-в-процессах-принятия-решений-по-вопросам-затрагивающим-интересы-ребенка.pdf (accessed 24.05.2022). (In Russian)
Konventsiya o pravakh rebenka. Prinyata rezolyutsiej 44/25 General’noj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 g. [Convention on the rights of the child. Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly resolution 44/25 of 20 November 1989]. (1989) Organizatsiya Ob’edinennykh Natsij [United Nations]. [Online]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 24.05.2022). (In Russian)
Lukov, V. A. (2010) Sotsial’noe proektirovanie [Social design]. Moscow: Moscow Humanitarian-Social Academy Publ.; Flinta Publ., 239 p. (In Russian)
Polivanova, K. N. (2011) Proektnaya deyatel’nost’ shkol’nikov: posobie dlya uchitelya [Project activity of schoolchildren: A guide for the teacher]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 192 p. (In Russian)
Red’ko, S. G., Its, T. A., Tsvetkova, N. A. et al. (2018) Osnovy proektnoj deyatel’nosti [Fundamentals of project activities]. Saint Petersburg: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Publ., 84 p. (In Russian)
Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka Ushakova [Explanatory dictionary of the Russian language by Ushakov]. (2010) Slovar.cc. [Online]. URL: https://slovar.cc/rus/ushakov/ (accessed 24.05.2022). (In Russian)
Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. № 761 “O Natsional’noj strategii dejstvij v interesakh detej na 2012–2017 gody” [Decree of the President of the Russian Federation of June 1, 2012 No. 761 “On the National Strategy for Action for Children for 2012-2017”]. [Online]. Available at: https://base.garant.ru/70183566/ (accessed 24.05.2022). (In Russian)
Vozmishcheva, N. V. (comp.). (2016) Metodicheskie rekomendatsii po napisaniyu sotsial’nogo proekta [Guidelines for writing a social project]. [Online]. Available at: https://topuch.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-socialenogo-proekta-m/index.html (accessed 24.05.2022). (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Даниил Владимирович Темин
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.