Поддерживающий курс онлайн для заикающихся. Первый опыт
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-186-195Ключевые слова:
заикание, речевое общение, семейная групповая логопсихотерапия, поддерживающий курс, онлайн-школа, профилактика рецидивовАннотация
В статье рассматривается проблема восстановления нарушенного речевого общения при заикании посредством системы семейной групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой — Н. Л. Карповой. Заикание понимается как сложное психофизиологическое состояние, проявляющееся в нарушениях темпа, ритма и плавности речи в ситуации значимого общения и имеющее в своей основе сложные нарушения психофизиологии мозговой деятельности. Это дает объяснение комплексной длительной работе по достижению положительных результатов в речевой и личностной сфере, а также по поддержке данных результатов. Представлена специально разработанная система онлайн-курса «Правильная речь» для заикающихся подростков и взрослых с участием членов их семей; такой формат стал актуальным в период всеобщего карантина 2020 года и оказался успешным. Особое внимание уделяется включению в процесс логопсихотерапии всех членов семьи на всех этапах курса. Описываются технологии нормализации темпо-ритмической стороны речи, голосовые и речедвигательные упражнения, обучение онлайн парадоксальной дыхательной гимнастике А. С. и А. Н. Стрельниковых. Дано описание нейрокоррекционных занятий и тематики психотерапевтических бесед. Система онлайн-курса «Правильная речь» представлена организованной в блоки, каждый из которых предусматривает групповые, индивидуальные и контрольно-поддерживающие занятия, а также показательные выступления всех участников с приглашением гостей — выпускников логопсихотерапевтических групп из разных городов на открытые онлайн- встречи. В статье анализируются возможности поддержки речевых успехов и профилактики возможного рецидива. Практико-ориентированный подход сочетается с научным обоснованием принципов, методологии, механизмов системы социореабилитации заикающихся. В основе данной статьи лежат катамнестические материалы выпускников двух онлайн-курсов.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Карпова, Н. Л. (2003) Основы личностно-направленной логопсихотерапии. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Флинта, 200 с.
Карпова, Н. Л. (ред.). (2011) Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания. СПб.: Нестор- История, 328 с.
Некрасова, Ю. Б. (1968) Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. М., МГПИ, 18 с.
Некрасова, Ю. Б. (1992) Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук в форме научного доклада. М., ПИ РАО, 45 с.
Некрасова, Ю. Б. (2006) Лечение творчеством. М.: Смысл, 223 с.
Ситникова, Н. А. (2006) Этапы личностной социореабилитации. В кн.: С. Н. Шаховская, В. И. Селиверстов, Н. Л. Карпова (ред.). Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании: Материалы научно-практической конференции памяти Ю. Б. Некрасовой. М.; Самара: Изд-во «НТЦ», с. 99–104.
Ситникова, Н. А. (2018) Книги «исцеляют»: проверено на себе. В кн.: Библиотерапия: экология души. Практический опыт психологов образования и библиотекарей. Таганрог: б. и., с. 156–162.
Щетинин, М. (2004) Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. М.: Метафора, 368 с.
Янченко, И. В. (2006a) Логопсихотерапевтический диалог, или Мои встречи с методикой. В кн.: С. Н. Шаховская, В. И. Селиверстов, Н. Л. Карпова (ред.). Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании: Материалы научно-практической конференции памяти Ю. Б. Некрасовой. М.; Самара: Изд-во «НТЦ», с. 120–125.
Янченко, И. В. (2006b) Формирование диалогического общения в логопсихотерапевтическом процессе (на примере разновозрастных групп семейной логопсихотерапии). Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 207 с.
Янченко, И. В. (2011) Публичное выступление при заикании: проблема и метод. В кн.: Н. Л. Карпова, В. И. Селиверстов, А. А. Голзицкая, Т. А. Дмитриева (ред.). Речь в общении: психологические, психолингвистические, дефектологические и психотерапевтические аспекты: Электронный сборник материалов II научно-практической конференции (с международным участием). М.: УРАО «Психологический институт», с. 90–91.
Янченко, И. В. (2013) Творчество и сотворчество в системе семейной групповой логопсихотерапии. В кн.: Творческая личность: технологии и методики ее развития. Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 23–24 апреля 2013 г.: в 2 т. Т. 1. Оренбург: Изд-во ОГПУ, с. 666–675.
Янченко, И. В. (2017) Библиотерапия: возрастной аспект. В кн.: Przegląd Biblioterapeutyczny. T. VII, nr 2. Wrocław: Wydawnictwo eBooki.com.pl, с. 83–88.
REFERENCES
Karpova, N. L. (2003) Osnovy lichnostno-napravlennoj logopsikhoterapii [Fundamentals of personally-oriented logopsychotherapy]. 2nd ed., correct. and compl. Moscow: Moscow Psychology and Sociology Institute Publ.; Flinta Publ., 200 p. (In Russian)
Karpova, N. L. (ed.). (2011) Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya: issledovanie zaikaniya [Family group speech therapy: A study of stuttering]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 328 p. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B. (1968) Primenenie kompleksnogo (logopedicheskogo i psikhoterapevticheskogo) vozdejstviya pri ustranenii zaikaniya u vzroslykh [The use of complex (speech therapy and psychotherapeutic) effects in the elimination of stuttering in adults]. Extended abstract of the PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Moscow City Teachers’ Training Institute, 18 p. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B. (1992) Psikhologicheskie osnovy protsessa sotsioreabilitatsii zaikayushchikhsya [Psychological foundations of the process of socio-rehabilitation of stuttering]. Extended abstract of the PhD dissertation (Psychology). Moscow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ., 45 p. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B. (2006) Lechenie tvorchestvom [Treatment by creativity]. Moscow: Smysl Publ., 223 p. (In Russian)
Sitnikova, N. A. (2006) Etapy lichnostnoj sotsioreabilitatsii [The stages of personal socio-rehabilitation]. In: S. N. Shakhovskaya, V. I. Seliverstov, N. L. Karpova (eds.). Psikhologicheskie, logopedicheskie i psikhoterapevticheskie aspekty vosstanovleniya narushennogo rechevogo obshcheniya pri zaikanii: Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii pamyati Yu. B. Nekrasovoj [Psychological, logopedic and psychotherapeutic aspects of restoring impaired speech communication during stuttering: Proceedings of the scientific and practical conference in memory of Yu. B. Nekrasova]. Moscow; Samara: NTTs Publ., pp. 99–104. (In Russian)
Sitnikova, N. A. (2018) “Knigi istselyayut”: provereno na sebe [Books heal: Self-tested]. In: Biblioterapiya: ekologiya dushi. Prakticheskij opyt psikhologov obrazovaniya i bibliotekarej [Bibliotherapy: The ecology of the soul. Practical experience of educational psychologists and librarians]. Taganrog: s. n., pp. 156–162. (In Russian)
Shchetinin, М. (2004) Dykhatel’naya gimnastika A. N. Strel’nikovoj [A. N. Strelnikova’s breathing gymnastics]. Moscow: Metafora Publ., 368 p. (In Russian)
Yanchenko, I. V. (2006a) Formirovanie dialogicheskogo obsheniya v logopsikhoterapevticheskom protsesse (na primere raznovozrastnykh grupp semejnoj logopsikhoterapii) [Formation of dialogical communication in the logopsychotherapeutic process (on the example of groups of different ages of family logopsychotherapy)]. PhD dissertation (Psychology). Rostov-on-Don, North Caucasus Research Center of Higher Education, 207 p. (In Russian)
Yanchenko, I. V. (2006b) Logopsikhoterapevticheskij dialog, ili Moi vstrechi s metodikoj [Logopsychotherapeutic dialogue, or My meetings with the technique]. In: S. N. Shakhovskaya, V. I. Seliverstov, N. L. Karpova (eds.). Psikhologicheskie, logopedicheskie i psikhoterapevticheskie aspekty vosstanovleniya narushennogo rechevogo obshcheniya pri zaikanii: Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii pamyati Yu. B. Nekrasovoj [Psychological, logopedic and psychotherapeutic aspects of restoring impaired speech communication during stuttering: Proceedings of the scientific-practical conference in memory of Yu. B. Nekrasova]. Moscow; Samara: NTTs Publ., pp. 120–125. (In Russian)
Yanchenko, I. V. (2011) Publichnoe vystuplenie pri zaikanii: problema i metod [Public speaking for stuttering: Problem and method]. In: N. L. Karpova, V. I. Seliverstov, A. A. Golzickaya, T. A. Dmitrieva (eds.). Rech’ v obshchenii: psikhologicheskie, psikholingvisticheskie, defektologicheskie i psikhoterapevticheskie aspekty: Elektronnyj sbornik materialov II nauchno-prakticheskoj konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem) [Speech in communication: Psychological, psycholinguistic, defectological and psychotherapeutic aspects: Electronic collection of proceedings of the II Scientific and practical conference (with international participation)]. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education, pp. 90–91. (In Russian)
Yanchenko, I. V. (2013) Tvorchestvo i sotvorchestvo v sisteme semejnoy gruppovoj logopsikhoterapii [Creativity and co-creation in the system of family group speech therapy]. In: Tvorcheskaya lichnost’: tekhnologii i metodiki ee razvitiya. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Creative personality: Technologies and methods of its development. International scientific and practical conference. Orenburg, 23–24 April 2013]: In 2 vols. Vol. 1. Orenburg: Orenburg State Pedagogical University Publ., pp. 666–675. (In Russian)
Yanchenko, I. V. (2017) Biblioterapiya: vozrastnoj aspect [Bibliotherapy: Age aspect]. In: Przegląd Biblioterapeutyczny [Bibliotherapy review]. Vol. VII, no. 2. Wrocław: Publishing House eBooki.com.pl, pp. 83–88. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Наталия Алексеевна Ситникова, Ирина Владимировна Янченко, Антон Леонидович Бальцер
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.