Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-1-65-72Ключевые слова:
дети, речевые нарушения, коррекция, родители, семейная групповая логопсихотерапияАннотация
Увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития требует более эффективных средств и методов коррекции, что определяет актуальность данной работы. При опоре на клиническую и психолого-педагогическую классификацию в статье рассматриваются речевые нарушения у детей дошкольного и младшего школьного возраста и наследственные факторы (в частности, при задержке речевого развития, заикании, дисграфии). Подчеркивается роль неблагоприятного воздействия социальных факторов и успешность коррекционно-развивающей работы от активного и грамотного участия родителей в данном процессе.
Анализируются традиционные формы привлечения родителей к коррекции речевых нарушений у детей, в основном дошкольников. Отмечается отсутствие системы работы в школе с родителями учеников младших классов, где у многих диагностируются дисграфия и дислексия. В качестве примера активного включения родителей и родственников в коррекционный процесс представлен опыт работы разновозрастных групп заикающихся в системе семейной групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой — Н. Л. Карповой.
Данная система выступает как сложное единство психологии, педагогики, логопедии и немедицинской психотерапии. Весь комплекс социореабилитации человека с нарушенной речевой коммуникацией проводит один специалист — семейный логопсихотерапевт. Представлены исследования, проведенные в данных группах: отношения к дефекту на материале детско-родительских отношений; тенденции в детско-родительских отношениях, способствующих появлению, закреплению и поддержанию речевого дефекта; роль личностных и речевых особенностей родителей в возникновении и закреплении заикания. Результаты позволяют говорить о существовании особых психологических механизмов возникновения, закрепления и развития речевого дефекта как трансляции патологических поведенческих структур от родителей к детям.
Показана адаптация системы семейной групповой логопсихотерапии к дошкольному возрасту в условиях детского сада и использование опыта разновозрастных групп в занятиях с младшими школьниками, имеющими трудности усвоения письменной речи, в условиях школы. Вся работы базируется на принципах общечеловеческой значимости процесса социореабилитации, семейно-ориентированного подхода к восстановлению речи у детей и др.; организуется введение семьи в единый речевой режим, вызывание и закрепление положительных психических состояний.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бенилова, С. Ю. (2017) Детский аутизм и системные нарушения речи: особенности и принципы дифференциальной диагностики. Специальное образование, № 3, с. 44–58.
Визель, Т. Г. (2005) Основы нейропсихологии. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 384 с.
Гриншпун, Б. М. (2006) Классификация нарушений речи. В кн.: Л. С. Волкова (ред.), Логопедия. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с. 57–72.
Дяченко, Л. А. (2010) Основы генетики в дефектологии. Славянск: б. и., 29 с.
Иншакова, О. Б. (ред.) (2007) Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. 2-е изд., испр. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 288 с.
Карпова, Н. Л. (2003) Основы личностно-направленной логопсихотерапии. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ: Флинта, 200 с.
Карпова, Н. Л. (ред.) (2011) Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания. СПб.: Нестор- История, 328 с.
Лалаева, Р. И. (2006) Нарушения письменной речи. В кн.: Л. С. Волкова (ред.), Логопедия. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с. 459–498.
Левина, Р. Е. (ред.) (1967) Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 367 с.
Некрасова, Ю. Б. (1992) Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психол. наук в форме доклада. М., Российский психологический институт, 45 с.
Некрасова, Ю. Б., Бодалев, А. А., Карпова, Н. Л. и др. (1996) Разработка новых путей социореабилитации людей с различными формами нарушенного общения. Вестник РГНФ, № 3, с. 199–206.
Юсупова, Г. Х. (2003) Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психол. наук. Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет, 24 с.
REFERENCES
Benilova, S. Yu. (2017) Detskij autizm i sistemnye narusheniya rechi: osobennosti i printsipy differentsial’noj diagnostiki [Children’s autism and systemic speech disorders: peculiarities and principles of differential diagnostics]. Spetsial’noe obrazovanie — Special Education, no. 3, pp. 44–58. (In Russian)
Dyachenko, L. A. (2010) Osnovy genetiki v defektologii [Fundamentals of genetics in defectology]. Sloviansk: s. n., 29 p. (In Russian)
Grinshpun, B. M. (2006) Klassifikatsiya narushenij rechi [Classification of speech disorders]. In: L. S. Volkova (ed.), Logopediya [Speech therapy]. Moscow: VLADOS Publ., pp. 57–72. (In Russian)
Inshakova, O. B. (ed.) (2007) Pis’mo i chtenie: trudnosti obucheniya i korrektsiya [Writing and reading: learning difficulties and correction]. 2nd ed. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ., 288 p. (In Russian)
Karpova, N. L. (2003) Osnovy lichnostno-napravlennoj logopsikhoterapii [Fundamentals of personality-directed logopsychotherapy]. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute Publ.: Flinta Publ., 200 p. (In Russian)
Karpova, N. L. (ed.) (2011) Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya: issledovanie zaikaniya [Family group psychotherapy: a study of stuttering]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 328 p. (In Russian)
Lalaeva, R. I. (2006) Narusheniya pis’mennoj rechi [Writing disorders]. In: L. S. Volkova (ed.), Logopediya [Speech therapy]. Moscow: VLADOS Publ., pp. 459–498. (In Russian)
Levina, R. E. (ed.) (1967) Osnovy teorii i praktiki logopedii [Fundamentals of the theory and practice of speech therapy]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 367 p. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B. (1992) Psikhologicheskie osnovy protsessa sotsioreabilitatsii zaikayushchikhsya [Psychological basis of the process of social rehabilitation of stutterers]. Extended abstract of PhD dissertation (research report) (Psychology). Moscow, Russian Psychological Institute, 45 p. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B., Bodalev, A. A., Karpova, N. L. et al. (1996) Razrabotka novykh putej sotsioreabilitatsii lyudej s razlichnymi formami narushennogo obshcheniya [Working out new ways of socio-rehabilitation of people with different forms of broken communication]. Vestnik RGNF — Bulletin Russian Foundation for the Humanities, no. 3, pp. 199–206. (In Russian)
Vizel’, T. G. (2005) Osnovy nejropsikhologii [Fundamentals of neuropsychology]. Moscow: AST Publ.: Astrel’ Publ.: Tranzitkniga Publ., 384 p. (In Russian)
Yusupova, G. Kh. (2003) Osobennosti lichnostnogo razvitiya doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem rechi [Features of the personal development of preschool children with a general underdevelopment of speech]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 24 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.