Особенности работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития (региональный опыт)

Авторы

  • Ольга Евгеньевна Игнатенко Новосибирский государственный педагогический университет
  • Евгения Борисовна Марущак Новосибирский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-255-262

Ключевые слова:

семьи детей с нарушением развития, комплексная поддержка, работа с родителями, формы и методы работы с родителями, ресурсный центр

Аннотация

В статье представлен региональный опыт по работе с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития. Проанализированы статистические данные о количестве и возрастном составе детей-инвалидов в Российской Федерации, Сибирском федеральном округе, Новосибирской области, а также результаты мониторинга основных проблем семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Описана практика комплексной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), на базе регионального ресурсного центра «Семья и дети» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». В рамках деятельности центра выделены два основных направления по активизации ключевых ресурсов семьи: работа с родителями и работа с ребенком.

Первое направление деятельности РЦ «Семья и дети» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» осуществляется через традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия и заключается в выявлении проблем семьи, повышении ее внутренних потенциальных возможностей для самостоятельного выхода из кризисной ситуации.

Второе направление деятельности РЦ «Семья и дети» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» в рамках комплексной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), заключается в работе специалистов с ребенком. Осуществление данного направления реализуется в системе занятий «Ребенок — Родитель — Специалист» и предполагает две стадии: проведение индивидуальных занятий и работа в группе. Важным при реализации второго направления указывается наличие развивающей предметно-пространственной среды. Также описаны ключевые организационные моменты, необходимые для эффективного проведения коррекционно-развивающих занятий, и представлена оптимальная структура групповых занятий с детьми раннего возраста с выявленными нарушениями в рамках реализации программ «Группа раннего развития “Вместе с мамой”», «Группа кратковременного пребывания “Я сам”».

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аляутдинова, Р. Н. (2012) Социально-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ. Аспирант и соискатель, № 5 (71), с. 27–29.

Количество инвалидов в России и размер ЕДВ. (2020) Федеративная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/invalidy/ (дата обращения 07.09.2020).

Постановление Правительства Новосибирской области от 28.05.2019 № 211-п «Об организации мониторинга потребностей семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и взрослых с инвалидностью, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и занятости». [Электронный ресурс]. URL: https://www.nso.ru/npa/36168 (дата обращения 05.09.2020).

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 г. № 458-рп «Об утверждении концепции развития системы ранней помощи в Новосибирской области на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: https://mtsr.nso.ru/page/6331 (дата обращения 06.09.2020).

Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/180 (дата обращения 06.09.2020).

Самсонова, Е. В., Ярыгин, В. Н. (2011) Служба ранней помощи: справочно-методические материалы по организации Служб ранней помощи. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 220 с.

Численность детей-инвалидов. (2020) Федеральный реестр инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=undefined (дата обращения 26.08.2020).

REFERENCES

Alyautdinova, R. N. (2012) Sotsial’no-pedagogicheskaya pomoshch’ detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v usloviyakh DOU [Socio-pedagogical assistance to children with special needs in the Department of Public Health]. Aspirant i soiskatel’, no. 5 (71), pp. 27–29. (In Russian)

Chislennost’ detej-invalidov [Number of disabled children]. (2020) Federal’nyj reestr invalidov [Federal register of persons with disabilities]. [Online]. Available at: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=undefined (accessed 26.08.2020). (In Russian)

Kolichestvo invalidov v Rossii i razmer EDV [The number of disabled people in Russia and the size of the monthly cash payment]. Federativnaya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service (Rosstat)]. [Online]. Available at: https://rosinfostat.ru/invalidy/ (accessed 07.09.2020). (In Russian)

Postanovleniye Pravitel’stva Novosibirskoj oblasti ot 28.05.2019 g. № 211-p “Ob organizatsii monitoringa potrebnostey semey, imeyushchikh v svoem sostave detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya, detey-invalidov i vzroslykh s invalidnost’yu, v predostavlenii uslug v sfere sotsial’noy zashchity, zdravookhraneniya, obrazovaniya i zanyatosti” [Resolution of the Government of the Novosibirsk Region No. 211-p from 28.05.2019 “On the organization of monitoring the needs of families with children with disabilities, children with disabilities and adults with disabilities in the provision of services in the field of social protection, health care, education and employment”]. [Online]. Available at: https://www.nso.ru/npa/36168 (accessed 05.09.2020). (In Russian)

Rasporyazhenie Pravitel’stva Novosibirskoj oblasti ot 14.12.2016 g. № 458-rp “Ob utverzhdenii kontseptsii razvitiya sistemy rannej pomoshchi v Novosibirskoj oblasti na period do 2020 goda” [Order of the Government of the Novosibirsk Oblast from 14.12.2016 No. 458-rp “On the approval of the concept of the development of the early assistance system of the Novosibirsk Oblast until 2020”]. [Online]. Available at: https://mtsr.nso.ru/page/6331 (accessed 06.09.2020). (In Russian)

Rasporyazhenie Pravitel’stva RF № 1839-r ot 31 avgusta 2016 g “Ob utverzhdenii kontseptsii razvitiya rannej pomoshchi v Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda” [Order of the Government of the Russian Federation No. 1839-p of 31 August 2016 “On the approval of the concept of the development of early assistance in the Russian Federation for the period up to 2020”]. [Online]. Available at: https://mintrud.gov.ru/docs/government/180 (accessed 06.09.2020). (In Russian)

Samsonova, E. V., Yarygin, V. N. (2011) Sluzhba rannej pomoshchi: spravochno-metodicheskie materialy po organizatsii Sluzhb rannej pomoshchi [Early care service: Reference materials for organizing early care services]. Moscow: Moscow City Psychological and Pedagogical University Publ., 220 p. (In Russian)

Опубликован

2020-12-30

Выпуск

Раздел

Статьи