Парадигма pop-out в окулографических исследованиях зрительного внимания у детей до трех лет
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-2-117-126Ключевые слова:
парадигма pop-out, окулография, айтрекинг, окуломоторное поведение, зрительное внимание, зрительный поиск, раннее развитие, расстройство аутистического спектраАннотация
В статье представлен обзор зарубежных окулографических исследований, посвященных изучению избирательного внимания и зрительного поиска у детей до трех лет в парадигме «pop-out». Данная парадигма представляет собой тип задач, где среди массива отвлекающих объектов (дистракторов) представлен целевой стимул, обладающий уникальным перцептивным признаком и вследствие этого привлекающий к себе внимание испытуемого. Одна из ключевых характеристик зрительного поиска в парадигме pop-out — отсутствие зависимости времени, необходимого для обнаружения целевого стимула, от количества дистракторов в массиве. Парадигма pop-out широко применяется для изучения особенностей восприятия лиц детьми раннего возраста, поскольку внимание к лицам в младенчестве многими исследователями рассматривается в качестве значимого предиктора речевого и социально-эмоционального развития. Стабильное ориентирование на лица наблюдалось у детей уже с 4-месячного возраста. В ряде работ ставилась задача выяснить, какие именно элементы делают изображение лица приоритетным для восприятия. Было установлено, что инверсия яркости, перестановка элементов, перемешивание пикселей и схематичное изображение значительно ухудшают распознавание младенцами данного стимула среди дистракторов. Кроме того, парадигма pop-out используется для анализа особенностей восприятия детьми простых несоциальных объектов. Было показано, что типично развивающиеся младенцы в возрасте трех месяцев способны распознать движущийся стимул среди неподвижных дистракторов, а в более позднем возрасте успешно распознают стимулы, отличающиеся по размеру, цвету или расположению в пространстве. Дети с семейным риском расстройств аутистического спектра демонстрируют более высокий уровень зрительного внимания при рассматривании простых несоциальных стимулов. Наблюдаются противоречия в данных касательно динамики эффективности зрительного поиска у нормативных детей в период с младенчества до трех лет, что может быть связано с различиями в дизайнах экспериментов и критериях оценки успешности выполнения проб. Большинство исследователей сходятся во мнении, что физиологический механизм зрительного поиска в парадигме pop-out связан с низкоуровневой обработкой визуальной информации в первичной зрительной коре (V1) посредством внутрикортикальных взаимодействий, а также связей этой области с передними зрительными полями.
Библиографические ссылки
Adler, S. A., Orprecio, J. (2006) The eyes have it: Visual pop-out in infants and adults. Developmental Science, vol. 9, no. 2, pp. 189–206. DOI: 10.1111/j.1467-7687.2006.00479.x (In English)
Ahissar, M., Hochstein, S. (2004) The reverse hierarchy theory of visual perceptual learning. Trends in Cognitive Sciences, vol. 8, no. 10, pp. 457–464. DOI: 10.1016/j.tics.2004.08.011 (In English)
Bedford, R., Elsabbagh, M., Gliga, T. et al. (2012) Precursors to social and communication difficulties in infants at-risk for autism: Gaze following and attentional engagement. Journal of Autism and Developmental Disorders, vol. 42, no. 10, pp. 2208–2218. DOI: 10.1007/s10803-012-1450-y (In English)
Butcher, P. R., Kalverboer, A. F., Geuze, R. H. (2000) Infants’ shifts of gaze from a central to a peripheral stimulus: A longitudinal study of development between 6 and 26 weeks. Infant Behavior and Development, vol. 23, no. 1, pp. 3–21. DOI: 10.1016/S0163-6383(00)00031-X (In English)
Cheung, C. H. M., Bedford, R., Johnson, M. H. et al. (2018) Visual search performance in infants associates with later ASD diagnosis. Developmental Cognitive Neuroscience, vol. 29, pp. 4–10. DOI: 10.1016/j.dcn.2016.09.003 (In English)
Colombo, J. (2001). The development of visual attention in infancy. Annual Review of Psychology, vol. 52, pp. 337–367. DOI: 10.1146/annurev.psych.52.1.337 (In English)
Dannemiller, J. L. (2005) Motion popout in selective visual orienting at 4.5 but not at 2 months in human infants. Infancy, vol. 8, no. 3, pp. 201–216. DOI: 10.1207/s15327078in0803_1 (In English)
De Schuymer, L., De Groote, I., Desoete, A., Roeyers, H. (2012) Gaze aversion during social interaction in preterm infants: A function of attention skills? Infant Behavior and Development, vol. 35, no. 1, pp. 129–139. DOI: 10.1016/j. infbeh.2011.08.002 (In English)
Deco, G., Pollatos, O., Zihl, J. (2002) The time course of selective visual attention: Theory and experiments. Vision Research, vol. 42, no. 27, pp. 2925–2945. DOI: 10.1016/S0042-6989(02)00358-9 (In English)
Elsabbagh, M., Gliga, T., Pickles, A. et al. (2013) The development of face orienting mechanisms in infants at-risk for autism. Behavioural Brain Research, vol. 251, pp. 147–154. DOI: 10.1016/j.bbr.2012.07.030 (In English)
Falck-Ytter, T., Bölte, S., Gredebäck, G. (2013) Eye tracking in early autism research. Journal of Neurodevelopmental Disorders, vol. 5, article 28. DOI: 10.1186/1866-1955-5-28 (In English)
Frank, M. C., Vul, E., Johnson, S. P. (2009) Development of infants’ attention to faces during the first year. Cognition, vol. 110, no. 2, pp. 160–170. DOI: 10.1016/j.cognition.2008.11.010 (In English)
Gerhardstein, P., Rovee-Collier, C. (2002) The development of visual search in infants and very young children. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 81, no. 2, pp. 194–215. DOI: 10.1006/jecp.2001.2649 (In English)
Gliga, T., Elsabbagh, M., Andravizou, A., Johnson, M. (2009) Faces attract infants’ attention in complex displays. Infancy, vol. 14, no. 5, pp. 550–562. DOI: 10.1080/15250000903144199 (In English)
Hershler, O., Hochstein, S. (2005) At first sight: A high-level pop out effect for faces. Vision Research, vol. 45, no. 13, pp. 1707–1724. DOI: 10.1016/j.visres.2004.12.021 (In English)
Johnson, M. H., Senju, A., Tomalski, P. (2015) The two-process theory of face processing: Modifications based on two decades of data from infants and adults. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, vol. 50, pp. 169–179. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2014.10.009 (In English)
Kessen, W., Salapatek, Ph., Haith, M. (1972) The visual response of the human newborn to linear contour. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 13, no. 1, pp. 9–20. DOI: 10.1016/0022-0965(72)90003-3 (In English)
Kleberg, J. L., del Bianko, T., Falck-Ytter, T. (2019) How infants’ arousal influences their visual search. Child Development, vol. 90, no. 4, pp. 1413–1423. DOI: 10.1111/cdev.13198 (In English)
Konishi, Y., Okubo, K., Kato, I. et al. (2012) A developmental change of the visual behavior of the face recognition in the early infancy. Brain and Development, vol. 34, no. 9, pp. 719–722. DOI: 10.1016/j.braindev.2012.01.004 (In English)
Li, Z. (1999) Model of pop out and asymmetry visual search. In: M. S. Kearns, S. A. Solla, D. A. Cohn (eds.). Advances in Neural Information Processing System 11: Proceedings of the 1998 Conference. Cambridge: MIT Press, pp. 796–809. (In English)
Maurer, D., Salapatek, P. (1976) Developmental changes in the scanning of faces by young infants. Child Development, vol. 47, no. 2, pp. 523–527. DOI: 10.2307/1128813 (In English)
Oakes, L., Amso, D. (2018) Development of visual attention. In: S. Ghetti (ed.). Stevens’ handbook of experimental psychology and cognitive neuroscience. Vol. 4. Developmental and Social Psychology. 4th ed. Hoboken: John Wiley & Sons. DOI: 10.1002/9781119170174.epcn401 (In English)
Petersen, S. E., Posner, M. I. (2012) The attention system of the human brain: 20 years after. Annual Review of Neuroscience, vol. 35, pp. 73–89. DOI: 10.1146/annurev-neuro-062111-150525 (In English)
Rovee-Collier, C., Hankins, E., Bhatt, R. (1992) Textons, visual pop-out effects, and object recognition in infancy. Journal of Experimental Psychology: General, vol. 121, no. 4, pp. 435–445. DOI: 10.1037/0096-3445.121.4.435 (In English)
Salapatek, P. (1975) Pattern perception in early infancy. In: L. B. Cohen, P. Salaptapek (eds.). Infant perception: From sensation to cognition. Vol. I: Basic Visual Processes. S. p.: Academic Press, pp. 133–248. DOI: 10.1016/C2013- 0-10514-4 (In English)
Schlesinger, M., Amso, D., Johnson, S. P. (2007) The neural basis for visual selective attention in young infants: A computational account. Adaptive Behavior, vol. 15, no. 2, pp. 135–148. DOI: 10.1177/1059712307078661 (In English)
Schlesinger, M., Amso, D., Johnson, S. P. (2012) Simulating the role of visual selective attention during the development of perceptual completion. Developmental Science, vol. 15, no. 6, pp. 739–752. DOI: 10.1111/j.1467-7687.2012.01177.x (In English)
Sireteanu, R., Rieth, C. (1992) Texture segregation in infants and children. Behavioral Brain Research, vol. 49, no. 1, pp. 133–139. DOI: 10.1016/S0166-4328(05)80203-7 (In English)
Telford, E. J., Fletcher-Watson, S., Gillespie-Smith, K. et al. (2016) Preterm birth is associated with atypical social orienting in infancy detected using eye tracking. The Journal of Child Psychology and Psychiatry, vol. 57, no. 7, pp. 861–868. DOI: 10.1111/jcpp.12546 (In English)
Treisman, A. (1988) Features and objects: The fourteenth bartlett memorial lecture. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, vol. 40A, no. 2, pp. 201–237. DOI: 10.1080/02724988843000104 (In English)
Wolfe, J. M., Butcher, S. J., Lee, C., Hyle, M. (2003) Changing your mind: On the contributions of top-down and bottom-up guidance in visual search for feature singletons. Journal of Experimental Psychology. Human Perception and Performance, vol. 29, no. 2, pp. 483–502. DOI: 10.1037/0096-1523.29.2.483 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Ксения Игоревна Кунникова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.