Детско-родительские взаимоотношения и компоненты социальной уверенности детей младшего школьного возраста

Авторы

  • Наталья Станиславовна Киселева ГБОУ Лицей № 373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей»
  • Татьяна Викторовна Слотина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7304-7446

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-2-80-89

Ключевые слова:

детско-родительские взаимоотношения, личность, младший школьник, коллектив, социальная уверенность, самооценка

Аннотация

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование детско-родительских взаимоотношений как проблемы, прежде всего, эмоциональной взаимности субъектов взаимодействия, а также ее связи с социальной уверенностью детей младшего школьного возраста. На основании работ современных ученых выделены 10 основных признаков детско-родительских взаимоотношений. Авторами анализируются четыре компонента социальной уверенности: коммуникативный, эмоциональный, личностный и самооценочный. В эмпирической части статьи представлены результаты исследования детско-родительских взаимоотношений со стороны ребенка и со стороны родителей. Доказано, что у младших школьников действительно еще сильна потребность в постоянном материнском и отцовском контакте, потребность в заботе родителей, причем к отцу уровень привязанности выше нормы в целом по всей группе. Исследование коммуникативного компонента социальной уверенности показало, что большинство детей группы способно успешно взаимодействовать с окружающими, выстраивать социальные связи. При анализе эмоционального компонента социальной уверенности было обнаружено, что детям свойственны вера в свои силы, спокойствие, средний уровень тревожности, редкие проявления раздражительности. При изучении личностного компонента результаты были получены разноплановые: низкие показатели по фактору «Склонность к самоутверждению», а также низкий уровень самоконтроля. Также в группе присутствуют дети с низким уровнем уверенности в себе. В целом для школьников обследованной авторами группы характерна ответственность, любознательность. И последний компонент социальной уверенности — самооценочный — характеризуется высоким и средним уровнем самооценки в области школьной и учебной деятельности, а также средним уровнем общего самопринятия. Продемонстрированы связи между детско-родительскими взаимоотношениями и компонентами социальной уверенности. Отношения детей к матери и к отцу находятся в прямой зависимости с целым рядом компонентов социальной уверенности ребенка и в обратной зависимости с замкнутостью и тревожностью. Отношения с учителем положительно связаны с отношением и к матери и отцу. Отношения с отцом являются особо значимыми для детей младшего школьного возраста — именно они способствуют повышению уровня социальной уверенности. Положительную связь удалось установить между показателем «Кооперация» и уровнем самоутверждения; показатель родительского контроля связан прямой связью с показателем уровня ответственности и отрицательной связью с уровнем самоутверждения и уровнем нервного напряжения.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Карабанова, О. А. (2019) В поисках оптимального стиля родительского воспитания. Национальный психологический журнал, № 3 (35), с. 71–79.

Кириленко, И. Н. (2015) Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы. М.: КРЕДО, 212 с.

Николаева, Е. И. (2013) Психология семьи. СПб.: Питер, 336 с.

Сатир, В. (2000) Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. М.: Апрель Пресс, 320 с.

Удова, О. В. (2005) Особенности и коррекция взаимоотношений в ситуации принятия-непринятия ребенка родителями. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет, 180 с.

Чернова, Г. Р., Слотина, Т. В. (2015) Психология общения. СПб.: Питер, 240 с.

Шведовская, А. А. (2006) Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая наука и образование, т. 11, № 1, с. 69–84.

REFERENCES

Chernova, G. R., Slotina, T. V. (2015) Psikhologiya obshcheniya [Psychology of communication]. Saint Petersburg: Piter Publ., 240 p. (In Russian)

Karabanova, O. A. (2019) V poiskakh optimal’nogo stilya roditel’skogo vospitaniya [In search of an optimal parenting style]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, no. 3 (35), pp. 71–79. (In Russian)

Kirilenko, I. N. (2015) Detsko-roditel’skie otnosheniya: gendernyj i etnicheskij modusy [Child-parent relations: Gender and ethnic modes]. Moscow: KREDO Publ., 212 p. (In Russian)

Nikolaeva, E. I. (2013) Psikhologiya sem’i [Family psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 336 p. (In Russian)

Satir, V. (2000) The new peoplemaking. Moscow: Aprel’ Press Publ., 320 p. (In Russian)

Udova, O. V. (2005) Osobennosti i korrektsiya vzaimootnoshenij v situatsii prinyatiya-neprinyatiya rebenka roditelyami [Features and correction of relationships in the situation of acceptance-non-acceptance of a child by parents]. PhD dissertation (Psychology). Irkutsk: Irkutsk State Pedagogical University, 180 p. (In Russian)

Shvedovskaya, A. A. (2006) Spetsifika pozitsii roditelej pri razlichnykh tipakh vzaimodejstviya s det’mi doshkol’nogo i mladshego shkol’nogo vozrasta [Specificity of a parent’s position in interaction of different types with preschool and early school age children]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 11, no. 1, pp. 69–84. (In Russian)

Опубликован

28.10.2020

Выпуск

Раздел

Статьи