Акустические характеристики речи детей в диалогах со взрослым и сверстником: детский дом — семья, типичное развитие — интеллектуальные нарушения

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-2-98-108

Ключевые слова:

детская речь, акустические характеристики речи, сложность реплик в диалоге, диалог «ребенок — взрослый», диалог «ребенок — ребенок», умственная отсталость, смешанные специфические расстройства психологического развития, детский дом

Аннотация

Цель исследования — описать акустические характеристики речи детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями при взаимодействии со взрослым и сверстником. В исследовании приняли участие 104 ребенка 5–7 лет: воспитывающиеся в детском доме дети с умственной отсталостью легкой степени (УО, F70 по МКБ-10), смешанными специфическими расстройствами психологического развития (СР, F83) и типично развивающиеся; воспитывающиеся в условиях семьи дети со смешанными специфическими расстройствами психологического развития и типичным развитием. Произведена аудио- и видеозапись речи и поведения детей в детском доме и детском саду в ситуациях диалога со взрослым и сверстником. Использованы методы: анализ текстов диалогов, перцептивный эксперимент, акустический спектрографический анализ речи детей. В работе определены значения длительности и частоты основного тона гласных в словах детей. В ситуации диалога со взрослым длительность ударных гласных в словах детей с УО и СР выше, чем длительность ударных гласных в словах типично развивающихся детей, частота основного тона ударных гласных в словах детей с УО выше, чем у детей с СР и типичным развитием. В ситуации взаимодействия со сверстником высокие значения частоты основного тона ударных гласных в словах характерны для детей с УО и СР, воспитывающихся в детском доме. Значения индекса артикуляции ударных гласных в словах детей с нарушениями развития, в особенности с УО, воспитывающихся в детском доме, ниже, чем у типично развивающихся детей. Показано, что взрослые носители языка с меньшей вероятностью распознают значение слов детей с УО, чем значение слов типично развивающихся детей. Установлено, что дети с УО и СР, растущие в условиях детского дома, практически не используют в диалоге сложноподчиненные предложения, дети с УО — реплики, представленные несколькими простыми фразами. В ситуации диалога со взрослым дети всех изученных групп используют более сложные реплики, чем при взаимодействии со сверстниками.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Алентьева, Е. А. (2017) Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Проблемы педагогики, № 3 (26), c. 37–43.

Бондарко, Л. В. (1998) Фонетика современного русского языка. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 276 c.

Выготский, Л. С. (1934) Мышление и речь. М.; Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 324 с.

Леонтьев, А. Н. (1972) Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Издательство Московского университета, 576 с.

Лурия, А. Р. (1960) Умственно отсталый ребенок: Очерки изучения особенностей высшей нервной деятельности детей-олигофренов. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 203 с.

Ляксо, Е. Е., Григорьев, А. С. (2013) Динамика длительности и частотных характеристик гласных на протяжении первых семи лет жизни детей. Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова, т. 99, № 9, c. 1097–1110.

Ляксо, Е. Е., Столярова, Э. И. (2008) Специфика реализации речевых навыков 4–5-летних детей в диалоге. Психологический журнал, т. 29, № 3, c. 48–57.

Петрова, В. Г., Белякова, И. В. (2002) Психология умственно-отсталых школьников. М.: Академия, 160 с.

Рубинштейн, С. Я. (1986) Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2111 «Дефектология». М.: Просвещение, 192 с.

Шипицына, Л. М., Сорокин, В. М., Мамайчук, И. И. и др. (2016) Специальная психология. М.: Юрайт, 287 с.

Boliek, C. A., Hixon, T. J., Watson, P. J., Jones, P. B. (2009) Refinement of speech breathing in healthy 4 to 6-year-old children. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, vol. 52, no. 4, pp. 990–1007. DOI: 10.1044/1092-4388(2009/07-0214)

Cappellari, V. M., Cielo, C. A. (2008) Vocal acoustic characteristics in pre-school aged children. Brazilian Journal of Otorhinolaryngology, vol. 74, no. 2, pp. 265–272. DOI: 10.1590/S0034-72992008000200018

Coppens-Hofman, M. C., Terband, H. R., Maassen, B. A. M. et al. (2013) Dysfluencies in the speech of adults with intellectual disabilities and reported speech difficulties. Journal of Communication Disorders, vol. 46, no. 5–6, pp. 484–494. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2013.08.001

Coppens-Hofman, M. C., Terband, H. R., Snik, A. F. M., Maassen, B. A. M. (2016) Speech characteristics and intelligibility in adults with mild and moderate intellectual disabilities. Folia Phoniatrica et Logopaedica, vol. 68, no. 4, pp. 175–182. DOI: 10.1159/000450548

Friedman, C. (2016) Outdated language: Use of “Mental Retardation” in Medicaid HCBS waivers Post-Rosa’s law. Intellectual and Developmental Disabilities, vol. 54, no. 5, pp. 342–353. DOI: 10.1352/1934-9556-54.5.342

Grigorev, A., Frolova, O., Lyakso, E. (2018) Acoustic features of speech of typically developing children aged 5–16 years. In: L. Pivovarova, A. Filchenkov, J. Žižka, D. Ustalov (eds.). Artificial Intelligence and Natural Language. 7th International Conference, AINL 2018 St. Petersburg, Russia, October 17–19. Vol. 930. Cham: Springer, pp. 152–163. DOI: 10.1007/978-3-030-01204-5_15

Kent, R. D., Forner, L. L. (1980) Speech segment durations in sentence recitations by children and adults. Journal of Phonetics, vol. 8, no. 2, pp. 157–168. DOI: 10.1016/s0095-4470(19)31460-3

Lee, S., Potamianos, A., Narayanan, S. (1999) Acoustics of children’s speech: Developmental changes of temporal and spectral parameters. The Journal of the Acoustical Society of America, vol. 105, no. 3, pp. 1455–1468. DOI: 10.1121/1.426686

Lyakso, E., Frolova, O. (2007) Russian vowels system acoustic features development in ontogenesis. In: INTERSPEECH 2007, Antwerp, Belgium, August 27–31, 2007. S. p.: International Speech Communication Association, pp. 2309–2313.

Lyakso, E., Frolova, O. (2019) Adult-child speech interaction: Speech database and psychophysiological experimental data. International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering, vol. 8, no. 5, pp. 2399–2407. DOI: 10.30534/ijatcse/2019/81852019

Lyakso, E., Frolova, O., Grigorev, A. et al. (2018) Speech features of adults with autism spectrum disorders and mental retardation. In: A. Karpov, O. Jokisch, R. Potapova (eds.). Speech and Computer. 20th International Conference, SPECOM 2018, Leipzig, Germany, September 18–22. Cham: Springer, pp. 357–366. (LNAI. Vol. 11096). DOI: 10.1007/978-3-319-99579-3_38

Lyakso, E., Frolova, O., Kaliyev, A. et al. (2019) AD-Child.Ru: Speech corpus for Russian children with atypical development. In: A. A. Salah, A. Karpov, R. Potapova (eds.). Speech and Computer. 21st International Conference, SPECOM 2019, Istanbul, Turkey, August 20–25. Vol. 11658. Cham: Springer, pp. 299–308. DOI: 10.1007/978- 3-030-26061-3_31

Rondal, J. A. (2001) Language in mental retardation: Individual and syndromic differences, and neurogenetic variation. Swiss Journal of Psychology, vol. 60, no. 3, pp. 161–178. DOI: 10.1024//1421-0185.60.3.161

Roy, N., Nissen, S. L., Dromey, C., Sapir, S. (2009) Articulatory changes in muscle tension dysphonia: Evidence of vowel space expansion following manual circumlaryngeal therapy. Journal of Communication Disorders, vol. 42, no. 2, pp. 124–135. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2008.10.001

Terband, H., Coppens-Hofman, M. C., Reffeltrath, M., Maassen, B. A. M. (2017) Effectiveness of speech therapy in adults with intellectual disabilities. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, vol. 31, no. 2, pp. 236–248. DOI: 10.1111/jar.12384

REFERENCES

Alent’eva, Е. А. (2017) Osobennosti razvitija psikhicheskikh protsessov u detej s problemami v intellectual’nom razvitii [Features of the development of mental processes in children with intellectual development problems]. Problemy pedagogiki — Problems of Pedagogy, no. 3 (26), pp. 37–43. (In Russian)

Boliek, C. A., Hixon, T. J., Watson, P. J., Jones, P. B. (2009) Refinement of speech breathing in healthy 4 to 6-year-old children. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, vol. 52, no. 4. pp. 990–1007. DOI: 10.1044/1092- 4388(2009/07-0214) (In English)

Bondarko, L. V. (1998) Fonetika sovremennogo russkogo jazyka [Phonetics of modern Russian]. Saint Petersburg: St Petersburg University Publ., 276 p. (In Russian)

Cappellari, V. M., Cielo, C. A. (2008) Vocal acoustic characteristics in pre-school aged children. Brazilian Journal of Otorhinolaryngology, vol. 74, no. 2, pp. 265–272. DOI: 10.1590/S0034-72992008000200018 (In English)

Coppens-Hofman, M. C., Terband, H. R., Maassen, B. A. M. et al. (2013) Dysfluencies in the speech of adults with intellectual disabilities and reported speech difficulties. Journal of Communication Disorders, vol. 46, no. 5–6, pp. 484–494. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2013.08.001 (In English)

Coppens-Hofman, M. C., Terband, H. R., Snik, A. F. M., Maassen, B. A. M. (2016). Speech characteristics and intelligibility in adults with mild and moderate intellectual disabilities. Folia Phoniatrica et Logopaedica, vol. 68, no. 4, pp. 175–182. DOI: 10.1159/000450548 (In English)

Friedman, C. (2016) Outdated language: Use of “Mental Retardation” in Medicaid HCBS waivers Post-Rosa’s law. Intellectual and Developmental Disabilities, vol. 54, no. 5, pp. 342–353. DOI: 10.1352/1934-9556-54.5.342 (In English)

Grigorev, A., Frolova, O., Lyakso, E. (2018) Acoustic features of speech of typically developing children aged 5–16 years. In: L. Pivovarova, A. Filchenkov, J. Žižka, D. Ustalov (eds.). Artificial Intelligence and Natural Language. 7th International Conference, AINL 2018 St. Petersburg, Russia, October 17–19. Vol. 930. Cham: Springer, pp. 152–163. DOI: 10.1007/978-3-030-01204-5_15 (In English)

Kent, R. D., Forner, L. L. (1980) Speech segment durations in sentence recitations by children and adults. Journal of Phonetics, vol. 8, no. 2, pp. 157–168. DOI: 10.1016/s0095-4470(19)31460-3 (In English)

Lee, S., Potamianos, A., Narayanan, S. (1999) Acoustics of children’s speech: Developmental changes of temporal and spectral parameters. The Journal of the Acoustical Society of America, vol. 105, no. 3, pp. 1455–1468. DOI: 10.1121/1.426686 (In English)

Leont’ev, A. N. (1972) Problemy razvitija psikhiki [Problems of psychic development]. 3rd ed. Moscow: Moscow State University Publ., 576 p. (In Russian)

Luria, А. R. (1960) Umstvenno otstalyj rebenok: Ocherki izuchenija osobennostej vysshej nervnoj dejatel’nosti detej-oligofrenov [The mentally retarded child: Essays based on the study of the peculiarities of the higher nervous functioning of child-oligophrenics]. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of RSFSR Publ., 203 p. (In Russian)

Lyakso, E., Frolova, O. (2007) Russian vowels system acoustic features development in ontogenesis. In: INTERSPEECH 2007, Antwerp, Belgium, August 27–31, 2007. S. p.: International Speech Communication Association, pp. 2309–2313. (In English)

Lyakso, E., Frolova, O. (2019) Adult-child speech interaction: Speech database and psychophysiological experimental data. International Journal of Advanced Trends in Computer Science and Engineering, vol. 8, no. 5, pp. 2399–2407. DOI: 10.30534/ijatcse/2019/81852019 (In English)

Lyakso, E., Frolova, O., Grigorev, A. et al. (2018) Speech features of adults with autism spectrum disorders and mental retardation. In: A. Karpov, O. Jokisch, R. Potapova (eds.). Speech and Computer. 20th International Conference, SPECOM 2018, Leipzig, Germany, September 18–22. Cham: Springer, pp. 357–366. (LNAI. Vol. 11096). DOI: 10.1007/978-3-319-99579-3_38 (In English)

Lyakso, E., Frolova, O., Kaliyev, A. et al. (2019) AD-Child.Ru: Speech corpus for Russian children with atypical development. In: A. A. Salah, A. Karpov, R. Potapova (eds.). Speech and Computer. 21st International Conference, SPECOM 2019, Istanbul, Turkey, August 20–25. Vol. 11658. Cham: Springer, pp. 299–308. DOI: 10.1007/978-3-030-26061-3_31 (In English)

Lyakso, Е. Е., Grigorev, А. S. (2013) Dinamika dlitel’nosti i chastotnykh kharakteristik glasnykh na protyazhenii pervykh semi let zhizni detej [Dynamics of duration and frequency characteristics the vowels over the first seven years of life of children]. Rossiyskij fiziologicheskij zhurnal im. I. M. Sechenova — Russian Journal of Physiology, vol. 99, no. 9, pp. 1097–1110. (In Russian)

Lyakso, Е. Е., Stolyarova, E. I. (2008) Spetsifika realizatsii rechevykh navykov 4–5-letnikh detej v dialoge [The characteristics of 4–5 years olds speech skills manifestation in dialogues with adult]. Psikhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 29, no. 3, pp. 48–57. (In Russian)

Petrova, V. G., Belyakova, I. V. (2002) Psykhologija umstvenno-otstalykh shkol’nikov [Psychology of mentally retarded school children]. Moscow: Academia Publ., 160 p. (In Russian)

Rondal, J. A. (2001) Language in mental retardation: Individual and syndromic differences, and neurogenetic variation. Swiss Journal of Psychology, vol. 60, no. 3, pp. 161–178. DOI: 10.1024//1421-0185.60.3.161 (In English)

Roy, N., Nissen, S. L., Dromey, C., Sapir, S. (2009) Articulatory changes in muscle tension dysphonia: Evidence of vowel space expansion following manual circumlaryngeal therapy. Journal of Communication Disorders, vol. 42, no. 2, pp. 124–135. DOI: 10.1016/j.jcomdis.2008.10.001 (In English)

Rubinshtejn, S. Ya. (1986) Psikhologiya umstvenno-otstalogo shkol’nika: Uchebnoje posobije dlya studentov pedagogicheskikh institutov po spetsial’nosti № 2111 “Defektologiya” [Psychology of mentally retarded schoolchild: Textbook for students of pedagogical universities for the specialty No. 2111 “Defectology”]. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 192 p. (In Russian)

Shipitsina, L. M., Sorokin, V. M., Mamajchuk, I. I. et al. (2016) Spetsial’naja psikhologija [Special psychology]. Moscow: Yurajt Publ., 287 p. (In Russian)

Terband, H., Coppens-Hofman, M. C., Reffeltrath, M., Maassen, B. A. M. (2017) Effectiveness of speech therapy in adults with intellectual disabilities. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, vol. 31, no. 2, pp. 236–248. DOI: 10.1111/jar.12384 (In English)

Vygotsky, L. S. (1934) Myshlenije i rech’ [Thought and language]. Moscow; Leningrad: Gosudarstvennoe sotsial’no-ekonomicheskoe izdatel’stvo Publ., 324 p. (In Russian)

Опубликован

28.10.2020

Выпуск

Раздел

Статьи