Психологические предпосылки в детско-юношеском возрасте для интеркультурного воспитания и образования в поликультурной среде

Авторы

  • Иван Тонев Димитров Софийский университет имени Св. Климента Охридского

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-1-22-32

Ключевые слова:

разнообразие культур, ценность, социальная ситуация развития, педагогические стратегии и практики, психологические диспозиции

Аннотация

Текст базируется на анализе теоретических и эмпирических исследований ряда авторов, а также на основе собственных многолетних кросс-культурных сравнительных исследованиях детей и юношей, их родителей и учителей, представителей различных этнокультурных групп. Среди многих «аномичных» реалий в Болгарии одной из наиболее тревожных является миграция людей. Статистические данные показывают, что начиная с 90-х гг. XX в. со своей родиной рассталось около двух миллионов ее граждан, 56 % среди которых в возрасте 20–39 лет, т. е. это люди в активном работоспособном и репродуктивном возрасте. При помощи психологических опросников выявлены представления и отношения к образовательной среде этих групп, их взаимоотношения и уровень субъективного благополучия в них. Все это позволило сделать ряд заключений. Необходим консенсус между противоборствующими философско-методологическими взглядами либерализма, консерватизма, мультикультурализма в социообразовательных практиках, которые должны иметь системный характер и общие цели, базируясь на реальных психологических предпосылках для воспитания и образования детей и юношей, живущих в поликультурной среде. Необходим принцип «спиралевидного» построения учебного содержания по отдельным учебным предметам и годам обучения; привлечение и активное участие самих школьников в реализации своих знаний на практике по формированию умений межкультурного взаимодействия и сотрудничества; следует обучать подростков и юношей взаимному уважению, стимулировать у них критическое, объективное, независимое и самостоятельное мышление, а также восприятие этнокультурного разнообразия в качестве личной и социальной ценности и ответственности. Важно, чтобы все это доказывалось личной и открытой включенностью всех в системе — учителей и школьников, родителей и семей. Школьникам следует проникнуться убеждением, что все культуры одинаково интересны и ценны, будучи в чем-то различными, чтобы они могли принять окружающее многообразие народов и культур как нечто объективное, естественное и полезное для всех.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Выготский, Л. С. (1984) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 432 c.

Димитров, И. Т. (2010) Етнокултурна среда и психосоциално развитие. София: Издателство на СУ «Св. Климент Охридски», 255 с.

Поршнев, Б. Ф. (1979) Социальная история и психология. 2-е изд. М.: Наука, 232 с.

Солженицын, А. И. (1998) Россия в обвале. М.: Русский путь, 203 с.

Хабермас, Ю. (2003) Равностойно културно третиране и границите на постмодерния либерализъм. Критика и хуманизъм, кн. 16, бр. 2, с. 57–88.

Benhabib, S. (2002) The Claims of Culture: Equality and Diversity in the Global Era. Princeton; Woodstock: Princeton University Press, 216 p.

Dimitrov, I. (2016) Similarities and Differences in Parental Ideals and Teachers’ Notions about Children and Students and “Self-Image” of Adolescents. In: P. Kalchev (ed.), Psychological Problems of Development. Sofia: Sofia St. Kliment Ohridski University Press, pp. 121–154.

Erikson, E. (1963) Childhood and Society. 2nd ed. New York: W.W. Norton and Company, Inc., 447 p.

Gilbert, D. (1984) Multicultural Mathematics. In: M. Straker-Welds (ed.), Education for Multicultural Society. Case studies in ILEA schools. London: Bell and Hyman, pp. 97–107.

Gill, D. (1984) Geographical education for multicultural society. In: M. Straker-Welds (ed.), Education for Multicultural Society. Case studies in ILEA schools. London: Bell and Hyman, pp. 58–70.

Kimlicka, W. (2000) Citizenships in Diverse Societies. Oxford: Oxford University Press, 444 p.

Mitchell, P., Healey, M., Lindsey, L. (1984) Developing a whole-school anti-racist policy. In: M. Straker-Welds (ed.), Education for Multicultural Society. Case studies in ILEA schools. London: Bell and Hyman, pp. 97–107.

Piaget, J. (1991) La psychologie de l’intelligence. 7ème éd. Paris: PUF, 192 p.

Straker-Welds, M. (ed.) (1984) Education for Multicultural Society. Case studies in ILEA schools. London: Bell and Hyman, 249 p.

Taylor, C. (1989) Sources of the Self. Cambridge, MA: Harvard University Press, 624 p.

Tibbetts, C. (1984) Working with under-fives: a multi-ethnic approach. In: M. Straker-Welds (ed.), Education for Multicultural Society. Case studies in ILEA schools. London: Bell and Hyman, pp. 9–21.

REFERENCES

Benhabib, S. (2002) The Claims of Culture: Equality and Diversity in the Global Era. Princeton; Woodstock: Princeton University Press, 216 p. (In English)

Dimitrov, I. T. (2010) Etnokulturna sreda i psikhosotsialno razvitie [Ethno-cultural environment and social development]. Sofia: Sofia University “St. Kliment Ohridski” Publ., 255 p. (In Bulgarian)

Dimitrov, I. (2016) Similarities and Differences in Parental Ideals and Teachers’ Notions about Children and Students and “Self-Image” of Adolescents. In: P. Kalchev (ed.), Psychological Problems of Development. Sofia: Sofia St. Kliment Ohridski University Press, pp. 121–154. (In English)

Erikson, E. (1963) Childhood and Society. 2nd ed. New York: W.W. Norton and Company, Inc., 447 p. (In English)

Gilbert, D. (1984) Multicultural Mathematics. In: M. Straker-Welds (ed.), Education for Multicultural Society. Case studies in ILEA schools. London: Bell and Hyman, pp. 97–107. (In English)

Gill, D. (1984) Geographical education for multicultural society. In: M. Straker-Welds (ed.), Education for Multicultural Society. Case studies in ILEA schools. London: Bell and Hyman, pp. 58–70. (In English)

Habermas, J. (2003) Ravnostojno kulturno tretirane i granitsite na postmoderniya liberaliz’m [Equal cultural treatment and the limits of postmodern liberalism]. Kritika i khumaniz’m — Critique & Humanism, vol. 16, no. 2, pp. 57–88. (In Bulgarian)

Kimlicka, W. (2000) Citizenships in Diverse Societies. Oxford: Oxford University Press, 444 p. (In English)

Mitchell, P., Healey, M., Lindsey, L. (1984) Developing a whole-school anti-racist policy. In: M. Straker-Welds (ed.), Education for Multicultural Society. Case studies in ILEA schools. London: Bell and Hyman, pp. 97–107. (In English)

Piaget, J. (1991) La psychologie de l’intelligence [Psychology of intelligence]. 7th ed. Paris: PUF, 192 p. (In French)

Porshnev, B. F. (1979) Sotsial’naya istoriya i psikhologiya [Social history and pedagogy]. Moscow: Nauka Publ., 232 p. (In Russian)

Solzhenitsyn, A. I. (1998) Rossiya v obvale [Russia in collapse]. Moscow: Russkij put’ Publ., 203 p. (In Russian)

Straker-Welds, M. (ed.) (1984) Education for Multicultural Society. Case studies in ILEA schools. London: Bell and Hyman, 249 p. (In English)

Taylor, C. (1989) Sources of the Self. Cambridge, MA: Harvard University Press, 624 p. (In English)

Tibbetts, C. (1984) Working with under-fives: a multi-ethnic approach. In: M. Straker-Welds (ed.), Education for Multicultural Society. London: Bell and Hyman, pp. 9–21. (In English)

Vygotskij, L. S. (1984) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 4. Detskaya psikhologiya [Collected works: in 6 vols. Vol. 4. Child psychology]. Moscow: Pedagogika Publ., 432 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

08.08.2019

Выпуск

Раздел

Статьи