Практика создания пространства проектных инициатив детско-родительского сообщества начальной школы

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-2-128-133

Ключевые слова:

детская музейная деятельность, детско-родительское сообщество, пространство проектных инициатив, самореализация, соучаствующее проектирование

Аннотация

В статье поднимается вопрос создания условий для самореализации участников образовательных отношений через поддержку инициатив детско-родительского сообщества на основе принципов соучаствующего проектирования.

Автором рассмотрен опыт изучения биографии и творчества А. С. Пушкина детьми младшего школьного возраста через совместное планирование и разработку образовательных событий интерактивного музея «Чувства добрые я лирой пробуждал». Детская музейная деятельность рождает и сохраняет ценностные ориентиры, привлекает внимание к историческому прошлому, в том числе через современное интерактивное оснащение, позволяет сохранять, развивать и укреплять традиционные духовно- нравственные ценности.

Детско-взрослая инициатива по созданию интерактивного школьного музея — это не просто оборудование пространства, а реализация практики соучаствующего проектирования, стимулирующей детское творчество, самостоятельность и социальную активность. Музей становится пространством совместного действия.

Соучаствующее проектирование совместных событий позволило поддержать детско-взрослую инициативу и преобразовать пространство музея, мотивировать детей к самостоятельному изучению биографических данных и отдельных этапов творчества А. С. Пушкина, создать путеводитель по музею, разработать экскурсионную программу музея и музейные события.

Практическим результатом стали организация мероприятий, создание арт-объектов, разработка и внедрение социальных проектов. Подобные проекты, в свою очередь, служат примером для других детей и взрослых, вдохновляя их на новые свершения.

Полученный опыт может быть адаптирован для других образовательных организаций, заинтересованных в развитии детско-родительской инициативы и создании благоприятной среды для самореализации субъектов образовательных отношений.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». (2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения 10.04.2025).

ЛИТЕРАТУРА

Веретенникова, Л. K. (2020) Развитие творческого потенциала младших школьников. М.: Изд-во МПГУ, 84 с.

Дирюгина, Е. Г., Катеева, М. И., Рычка, Н. Е. и др. (2023) Концептуальные основы программы по развитию личностного потенциала. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 228 с.

SOURCES

Ukaz prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 9 noyabrya 2022 g. no. 809 “Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossijskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostej” [Decree of the President of the Russian Federation no. 809 9 November 2022 “About the approval of the Fundamentals of the state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values”]. (2022) [Online]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/ (accessed 10.04.2025). (In Russian)

REFERENCES

Diryugina, E. G., Kateeva, M. I., Rychka, N. E. et al. (2023) Kontseptual’nye osnovy programmy po razvitiyu lichnostnogo potentsiala [Conceptual foundations of the program for personal potential development]. Moscow: Charitable Foundation “Investment to the Future” Publ., 228 p. (In Russian)

Veretennikova, L. K. (2020) Razvitie tvorcheskogo potentsiala mladshikh shkol’nikov [Development of the creative potential of primary schoolchildren]. Moscow: Moscow State Pedagogical University Publ., 84 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.12.2025

Выпуск

Раздел

Статьи