Детская метафора в кинематографе холодной войны: когнитивно-семиотический дискурс

Авторы

  • Дмитрий Григорьевич Смирнов Ивановский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-301-311

Ключевые слова:

метафора детскости, семиотическая модель детства, семиотика международных отношений, когнитивно-семиотический подход

Аннотация

Статья посвящена исследованию когнитивно-семиотических аспектов использования детской метафоры в кинематографических текстах периода холодной войны. Раскрыта когнитивная сущность метафоризации как процесса структурирования цели по образцу источника. Выявлены признаки пригодности метафор для использования в киносимволической политике. Установлено, что в художественном тексте (в том числе и кинематографическом) анализ и дифференциация пригодных метафор осуществляются с учетом того, а) насколько тот или иной образ репрезентует конкретное знание; б) насколько оно соотносится с непосредственным повседневным опытом субъекта, его включенностью в соответствующие практики; в) насколько используемый знак символичен, полифоничен и, следовательно, «способен» отображать менее ясное, менее конкретное, менее определенное знание в спектре когнитивных режимов. Обоснована эвристичность семиотической модели детства в дискурсе описания и объяснения международных отношений (МО). Основания подобного сильного синтеза обнаружены в гносеологической плоскости, где базовыми факторами являются очевидность, безусловность и бинарность. Установлено, что очевидность отсылает к феномену простого семиозиса, который предполагает семиотическую понятность; безусловность свидетельствует об устойчивой семиотической валентности, которая обусловливает(ся) когнитивной и этологической категоричностью; бинарность демонстрирует диалектику: с одной стороны, непримиримость (борьбу противоположностей), а с другой — их единство. Зафиксирована связь метафоры и символической модели в (кино)картине мира. Определены место и роль семиотической модели детства в дискурсе международных отношений. Предложено соотношение между разновидностями детских символов (основных, вспомогательных; открытых, закрытых) и моделями их восприятия (аффективной, когнитивной; взрослой, детской). Сделан вывод о специфике (большей семиотической пригодности) открытых образов. Описаны когнитивно-семиотические координаты семиотической модели детства, выявлены ее инструменталистские и функциональные значения. Предложена типизация когнитивных режимов метафоризации. Показано, что сигнальный режим детской метафоры в функциональном плане ориентирован на маркировку акторов МО (в системе «Свой — Чужой») и мобилизацию (принятие определенной этологии); знаковый режим предполагает конструирование системы этологии МО по принципу контрадикции (борьбы противоположностей); символьный режим в рамках форсайта создает проекцию ожидаемого развития (гео)политических событий (потребного будущего мира). Теоретическая модель апробирована на конкретных кейсах советского и американского кинематографа.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Красный кошмар. (1962) Режиссер Джордж Ваггнер. [Фильм]. США: Warner Bros. Entertainment Inc.

Красный рассвет. (1984) Режиссер Джон Милиус. [Фильм]. США: Metro-Goldwyn-Mayer & United Artists.

Манчжурский кандидат. (2004) Режиссер Джонатан Демме. США: Paramount Pictures.

Последний дюйм. (1959) Режиссеры Никита Курихин, Теодор Вульфович. [Фильм]. СССР: Ленфильм.

ЛИТЕРАТУРА

Арутюнова, Н. Д. (1990) Метафора и дискурс. В кн.: Н. Д. Арутюнова, М. А. Журинская (ред.). Теория метафоры. М.: Прогресс, с. 5–32.

Ассман, А. (2014) Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 328 с.

Безяева, М. Г. (2002) Семантика коммуникативного уровня звучащего языка. М.: Изд-во Московского университета, 752 с.

Бродская, Е. В. (2016) Фильм Р. А. Быкова «Айболит-66» в советской прессе: к истории восприятия детского кино в СССР. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение, № 8 (17), с. 61–75.

Городецкий, И. Б. (2015) Семиотика детства в «волшебно-реалистических» сказках А. П. Платонова (корпусное исследование). Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, № 3, с. 56–60.

Земскова, Л. П. (2014) В любви, как на войне, все средства хороши. В кн.: Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся. Воронеж: Импри, с. 113–117.

Иосифян, С. А., Гращенкова, Е. Н. (1974) Кино и зритель (экранная жизнь одной темы). М.: Изд-во ВГИК, 66 с.

Касьянова, К. О. (1994) О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 267 с.

Кобб, Р. У., Элдер, Ч. (2009) Использование символов в политике. Политическая лингвистика, № 3 (29), с. 131–145.

Коростелева, А. А. (2016) Размывание границ целеустановок как прием создания образа волшебника в кино. Мир русского слова, № 3, с. 64–71.

Лакофф, Дж., Джонсон, М. (2008) Метафоры, которыми мы живем. М.: ЛКИ, 256 с.

Лотман, Ю. М. (2001) Внутри мыслящих миров. СПб.: Искусство-СПб, 703 с.

Ляшок, А. С. (2010) Семиотика детской повседневности. Теория и практика общественного развития, № 3, с. 118–124.

Мец, К. (2010) Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 336 с.

Попов, А. Д. (2018) Международная деятельность «Артека» в контексте детской дипломатии периода холодной войны. Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии, № 2, с. 81–88.

Постман, Н. (2004) Исчезновение детства. Отечественные записки, № 3, с. 17–30.

Рябов, О. В. (2019) Женщины нацистской Германии в зеркале советской карикатуры (на материале журнала «Крокодил»). Уральский исторический вестник, № 3 (64), с. 84–92. DOI: 10.30759/1728-9718-2019-3(64)- 84-92

Рябова, Т. Б., Рябов, О. В. (2019a) Образы детства и детей в символической политике. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, т. 15, № 3, с. 95–112. DOI: 10.21638/11701/spbu23.2019.307

Рябова, Т. Б., Рябов, О. В. (2019b) Образы детства в политике памяти: репрезентации военных конфликтов. В кн.: К. В. Султанов (ред.). Философия человека в историческом контексте. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 392–397.

Рябова, Т. Б., Рябов, О. В. (ред.). (2019c) Символ детства в политике: от холодной войны к современности. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 76 с.

Савенкова, Е. В. (2016) Образ ребенка в российском детском кинематографе, или Что нам делать с мертвым матросом. В кн.: С. А. Лишаев (ред.). Mixtura verborum’ 2015: образы настоящего. Самара: Самарская гуманитарная академия, с. 64–81.

Смирнов, Д. Г. (2018) Семиотика международных отношений: гендерное измерение (к постановке проблемы). Женщина в российском обществе, № 4 (89), с. 60–70. DOI: 10.21064/WinRS.2018.4.6

Суверина, Е. В. (2015) История ненависти. «Неудобное» прошлое в рассказах для детей. Преподаватель XXI век, № 3-2, с. 302–315.

Трубина, Е. (2011) Учась воспоминать: векторы исследования памяти. В кн.: В. Н. Ярская, Е. Р. Ярская- Смирнова (ред.). Власть времени: социальные границы памяти. М.: Центр социальной политики и гендерных исследований, с. 25–44.

Черняк, В. Д., Носова, Е. П. (2016) Вспоминая детство... (об одном типе прецедентных феноменов в политическом дискурсе). Политическая лингвистика, № 2 (56), с. 33–42.

Peacock, M. (2014) Innocent weapons: The Soviet and American politics of childhood in the Cold War. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 286 p.

SOURCES

Poslednij dyujm [Last inch]. (1959) Directed by Nikita Kurikhin and Theodor Vulfovich. [Film]. USSR: Lenfil’m.

Red Nightmare. (1962) Directed by George Waggner. [Film]. USA: Warner Bros. Entertainment Inc.

Red Dawn. (1984) Directed by John Milius. [Film]. USA: Metro-Goldwyn-Mayer & United Artists.

The Manchurian Candidate. (2004) Directed by Jonathan Demme. [Film]. USA: Paramount Pictures.

REFERENCES

Arutyunova, N. D. (1990) Metafora i diskurs [Metaphor and discourse]. In: N. D. Arutyunova, M. A. Zhurinskaya (eds.). Teoriya metafory [Theory of metaphor]. Moscow: Progress Publ., pp. 5–32. (In Russian)

Assmann, A. (2014) Dlinnaya ten’ proshlogo. Memorial’naya kul’tura i istoricheskaya politika [The long shadow of the past. Memorial culture and historical politics]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 328 p. (In Russian)

Bezyaeva, M. G. (2002) Semantika kommunikativnogo urovnya zvuchashchego yazyka [Semantics of the communicative level of the sounding language]. Moscow: Moscow State University Publ., 752 p. (In Russian)

Brodskaya, E. V. (2016) Fil’m R. A. Bykova “Ajbolit-66” v sovetskoj presse: k istorii vospriyatiya detskogo kino v SSSR [Review of Rolan Bykov’s film “Aybolit-66” in the Soviet mass-media: Some remarks on perception of movies for children in the USSR]. Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya. Filologiya. Kul’turologiya. Vostokovedeniye, no. 8 (17), pp. 61–75. (In Russian)

Chernyak, V. D., Nosova, E. P. (2016) Vspominaya detstvo... (ob odnom tipe pretsedentnykh fenomenov v politicheskom diskurse) [Remembering the childhood... (one type of precedent phenomena in political discourse)]. Politicheskaya lingvistika — Political Linguistics, no. 2 (56), pp. 33–42. (In Russian)

Cobb, R. U., Elder, C. (2009) Ispol’zovanie simvolov v politike [The political uses of symbolism]. Politicheskaya lingvistika — Political Linguistics, no. 3 (29), pp. 131–145. (In Russian)

Gorodetsky, I. B. (2015) Semiotika detstva v “volshebno-realisticheskikh” skazkakh A. P. Platonova (korpusnoye issledovanie) [Semiotics of childhood in A. Platonov’s “magic-realistic tales”: A corpus-based study]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul’turnaya kommunikatsiya — Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and intercultural communication, no. 3, pp. 56–60. (In Russian)

Iosifyan, S. A., Grashchenkova, E. N. (1974) Kino i zritel’ (ekrannaya zhizn’ odnoy temy) [Cinema and spectator (screen life of one topic)]. Moscow: Russian State University of Cinematography Publ., 66 p. (In Russian)

Kasyanova, K. O. (1994) O russkom natsional’nom kharaktere [On the Russian national character]. Moscow: Institut natsional’noj modeli ekonomiki Publ., 267 p. (In Russian)

Korosteleva, A. A. (2016) Razmyvanie granits tseleustanovok kak priem sozdaniya obraza volshebnika v kino [Blurring the boundaries of objectives as the method of creating a wizard character in cinema]. Mir russkogo slova — The World of the Russian Word, no. 3, pp. 64–71. (In Russian)

Lakoff, G., Johnson, M. (2008) Metaphors we live by. Moscow: LKI Publ., 256 p. (In Russian)

Lotman, Yu. M. (2001) Vnutri myslyashchikh mirov [Inside the thinking worlds]. Saint Petersburg: Iskusstvo-SPb Publ., 703 p. (In Russian)

Lyashok, A. S. (2010) Semiotika detskoj povsednevnosti [Semiotics of children’s everyday life]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya — Theory and Practice of Social Development, no. 3, pp. 118–124. (In Russian)

Metz, C. (2010) Voobrazhaemoe oznachayushchee. Psikhoanaliz i kino [The imaginary signifier: Psychoanalysis and the cinema]. Saint Petersburg: European University at St. Petersburg Publ., 336 p. (In Russian)

Peacock, M. (2014) Innocent weapons: The Soviet and American politics of childhood in the Cold War. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 286 p. (In English)

Popov, A. D. (2018) Mezhdunarodnaya deyatel’nost’ “Arteka” v kontekste detskoj diplomatii perioda Kholodnoj vojny [International activity of “Artek” in the context of children’s diplomacy in the period of Cold War]. Magistra Vitae: elektronnyj zhurnal po istoricheskim naukam i arkheologii — Magistra Vitae: An Electronic Journal of Historical Sciences and Archeology, no. 2, pp. 81–88. (In Russian)

Postman, N. (2004) Ischeznovenie detstva [The disappearance of childhood]. Otechestvennye zapiski, no. 3, pp. 17–30. (In Russian)

Ryabov, O. V. (2019) Zhenshchiny natsistskoj Germanii v zerkale sovetskoj karikatury (na materiale zhurnala “Krokodil”) [Women of Nazi Germany in the mirror of the Soviet caricatures (on the materials of the “Crocodile” magazine)]. Ural’skij istoricheskij vestnik — Ural Historical Journal, no. 3 (64), pp. 84–92. DOI: 10.30759/1728- 9718-2019-3(64)-84-92 (In Russian)

Ryabova, T. B., Ryabov, O. V. (2019a) Obrazy detstva i detej v simvolicheskoj politike [The images of childhood and children in symbolic politics]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS — Political Expertise: POLITEX, vol. 15, no. 3, pp. 95–112. DOI: 10.21638/11701/spbu23.2019.307 (In Russian)

Ryabova, T. B., Ryabov, O. V. (2019b) Obrazy detstva v politike pamyati: reprezentatsii voennykh konfliktov [Childhood images in the politics of memory: Representations of military conflicts]. In: K. V. Sultanov (ed.). Filosofiya cheloveka v istoricheskom kontekste [Philosophy of man in a historical context]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 392–397. (In Russian)

Ryabova, T. B., Ryabov, O. V. (eds.). (2019c) Simvol detstva v politike: Ot Kholodnoj vojny k sovremennosti [A symbol of childhood in politics: From the Cold War to the present]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 76 p. (In Russian)

Savenkova, E. V. (2016) Obraz rebenka v rossijskom detskom kinematografe, ili Chto nam delat’ s mertvym matrosom [The image of a child in Russian children’s cinema, or What should we do with a dead sailor]. In: S. A. Lishayev (ed.). Mixtura verborum’ 2015: obrazy nastoyashchego [Mixtura verborum’ 2015: Images of the present]. Samara: Samara Academy for the Humanities Publ., pp. 64–81. (In Russian)

Smirnov, D. G. (2018) Semiotika mezhdunarodnykh otnoshenij: gendernoe izmerenie (k postanovke problemy) [Semiotics of the international relations: Gender dimension (stating the problem)]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve — Woman in Russian Society, no. 4 (89), pp. 60–70. DOI: 10.21064/WinRS.2018.4.6 (In Russian)

Suverina, E. V. (2015) Istoriya nenavisti. “Neudobnoe” proshloe v rasskazakh dlya detej [The history of hatred. The “inconvenient” past in stories for children]. Prepodavatel’ XXI vek, no. 3-2, pp. 302–315. (In Russian)

Trubina, E. (2011) Uchas’ vspominat’: vektory issledovaniya pamyati [Learning to remember: The vectors of memory studies]. In: V. N. Yarskaya, E. R. Yarskaya-Smirnova (eds.). Vlast’ vremeni: sotsial’nye granitsy pamyati [The power of time: Social frames of memory]. Moscow: Center for Social Policy and Gender Studies Publ., pp. 25–44. (In Russian)

Zemskova, L. P. (2014) V lyubvi, kak na vojne, vse sredstva khoroshi [In love, as in war, all means are good]. In: Problemy prepodavaniya filologicheskikh distsiplin inostrannym uchashchimsya [Problems of teaching philological disciplines to foreign students]. Voronezh: Impri Publ., pp. 113–117. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.12.2019

Выпуск

Раздел

Статьи