Опыт организации профориентационной работы в вузе (на примере Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет»)

Авторы

  • Александра Тимофеевна Черных Новосибирский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-4-249-257

Ключевые слова:

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, образовательные организации, ресурсы университетов, сетевое взаимодействие

Аннотация

В статье описывается опыт реализации профориентационной работы, которая проводится высшими учебными заведениями с целью помощи в профессиональном самоопределении для детей и молодежи. Обозначена необходимость сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с общеобразовательными организациями, так как процесс профессионального самоопределения непрерывен и обратим, а комплексный и сетевой подходы позволяют использовать ресурсы сторонних организаций более эффективно. В статье отмечена заинтересованность государства в решении проблем профессионального самоопределения обучающихся, описан проект Министерства просвещения Российской Федерации по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся, представлены региональные данные по реализации проекта на примере Новосибирской области, в основе которого — комплексный подход. В теоретическом обзоре исследуется научная разработанность проблемы, отмечен фундаментальный характер решения задач профессионального самоопределения детей и молодежи, так как результаты профессионального самоопределения влияют на качество жизни отдельной личности и развитие общества и государства в целом. Проблема профориентации актуализируется в условиях трансформации профессиональной действительности и появления новых профессий, вызывая разработку новых подходов к профориентационной работе.

На примере ФГБОУ ВО «НГПУ» анализируется ресурсная база вуза и ее возможности в сфере профориентации, описаны формы и методы профориентации, приведены примеры конкретных мероприятий. Практическая значимость исследования определяется возможностью масштабирования эффективных практик, а также необходимостью обеспечения сетевого взаимодействия в реализации задач профессионального самоопределения обучающихся на разных уровнях образовательного учреждения.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Единая модель профориентации. (2021) [Электронный ресурс]. URL: https://bvbinfo.ru/profminimum/ (дата обращения 18.10.2024).

Новосибирский государственный педагогический университет. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://nspu.ru/ (дата обращения 25.10.2024).

ЛИТЕРАТУРА

Сахарова, В. И. (2022) Научная школа Светланы Николаевны Чистяковой. Посвящается памяти С. Н. Чистяковой. Профессиональное образование в России и за рубежом, № 1 (45), с. 175–188. https://doi.org//10.54509/22203036_2022_1_175

Чистякова, С. Н. (2018) Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях. Профессиональное образование и рынок труда, № 1, с. 54–60.

Fitzgerald, А. (2020) Professional identity: A concept analysis. Nursing Forum, vol. 55, no. 3, pp. 447–472. https://doi.org/10.1111/nuf.12450

Reissner, S., Armitage-Chan, E. (2024) Manifestations of professional identity work: An integrative review of research in professional identity formation. Studies in Higher Education, vol. 49, no. 12, pp. 2707–2722. https://doi.org/10.1080/03075079.2024.2322093

Toubassi, D., Schenker, C., Roberts, M., Forte, M. (2023) Professional identity formation: Linking meaning to well-being. Advances in Health Sciences Education, vol. 28, no. 1, pp. 305–318. https://doi.org/10.1007/s10459-022-10146-2

Trede, F., Macklin, R., Bridges, D. (2011) Professional identity development: A review of the higher education literature. Studies in Higher Education, vol. 7, no. 3, pp. 365–384. https://doi.org/10.1080/03075079.2010.521237

SOURCES

Edinaya model’ proforientatsii [Unified model of career guidance]. (2021) [Online]. URL: https://bvbinfo.ru/profminimum/ (accessed 18.10.2024). (In Russian)

Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet [Novosibirsk State Pedagogical University]. (2024) [Online]. URL: https://nspu.ru/ (accessed 25.10.2024). (In Russian)

REFERENCES

Chistyakova, S. N. (2018) Aktual’nost’ problemy professional’nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya v sovremennykh usloviyakh [The relevance of the problem of professional self-determination of students in modern conditions]. Professional’noe obrazovanie i rynok truda — Vocational Education and Labor Market, no. 1, pp. 54–60. (In Russian)

Fitzgerald, А. (2020) Professional identity: A concept analysis. Nursing Forum, vol. 55, no. 3, pp. 447–472. https://doi.org/10.1111/nuf.12450 (In English)

Reissner, S., Armitage-Chan, E. (2024) Manifestations of professional identity work: An integrative review of research in professional identity formation. Studies in Higher Education, vol. 49, no. 12, pp. 2707–2722. https://doi.org/10.1080/03075079.2024.2322093 (In English)

Sakharova, V. I. (2022) Nauchnaya shkola Svetlany Nikolaevny Chistyakovoj. Posvyashchaetsya pamyati S. N. Chistyakovoj [Research School of Svetlana Nikolaevna Chistyakova. Dedicated to the memory of S. N. Chistyakova]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom — Professional Education in Russia and Abroad, no. 1 (45), pp. 175–188. https://doi.org//10.54509/22203036_2022_1_175 (In Russian)

Toubassi, D., Schenker, C., Roberts, M., Forte, M. (2023). Professional identity formation: Linking meaning to well-being. Advances in health sciences education, vol. 28, no. 1, pp. 305–318. https://doi.org/10.1007/s10459-022-10146-2 (In English)

Trede, F., Macklin, R., Bridges, D. (2011). Professional identity development: A review of the higher education literature. Studies in Higher Education, vol. 37, no. 3, pp. 365–384. https://doi.org/10.1080/03075079.2010.521237 (In English)

Загрузки

Опубликован

27.12.2024

Выпуск

Раздел

Статьи