К вопросу об актуальном уровне и стратегиях развития медиаграмотности современных школьников
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-4-273-279Ключевые слова:
медиаграмотность, источники информации, критическое мышление, образование, школьникиАннотация
В статье анализируются результаты исследования, осуществленного в рамках Всероссийской образовательной инициативы «Сириус. Лето». Актуальность работы определяется необходимостью обучения школьников поиску и проверке информации в сети, повышению их медиаграмотности и уровня критичности мышления в связи с внедрением цифрового формата во все сферы жизни индивида и диджитализации общества в целом. Целью исследования стало выявление специфики представлений школьников о медиаграмотном поведении в сопоставлении с позицией экспертов в этой сфере. Для сбора эмпирических данных использовались опросные методы, а именно: анкетирование школьников об особенностях поиска и проверки данных в сети, а также интервью с экспертами в сфере медиаграмотности и образования. Общая выборка составила 304 респондента, трое из которых были экспертами. Установлено, что эксперты определяют медиаграмотность как многогранное явление, которое включает в себя навыки навигации в потоках информации, критическую переработку получаемых данных, оценку их достоверности и релевантности, умение противостоять медиаманипуляциям, критически и осмысленно использовать медиаресурсы, создавать качественный контент. Отсутствие медиаграмотности влечет за собой множество рисков, с которыми потенциально могут столкнуться школьники: манипуляции, пропаганда, формирование клипового мышления и т. д. Практически все школьники часто пользуются интернетом для поиска информации, однако только у 34 % всегда получается найти то, что им необходимо. Проверяют информацию на достоверность 58 % учащихся, в основном сравнивая ее с информацией из других источников. У подавляющего большинства школьников возникают ситуации, когда они начинают сомневаться в правдивости найденных в сети данных, также учащиеся отмечают недостаточное внимание, уделяемое формированию и развитию медиаграмотности в рамках программы школьной подготовки.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Воронова, А. А., Кравец, К. К. (2020) Модель формирования медиаграмотности у обучающихся в условиях инклюзивного образования. Научно-методический электронный журнал «Концепт», № 5, с. 146–157.
Ефанов, А. А., Буданова, М. А., Юдина, Е. Н. (2020) Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, т. 20, № 2, с. 382–393. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-2-382-393
Кодирова, Е. В. (2024) Цифровая грамотность: важные навыки для успешной карьеры в современном мире. Экономика и социум, № 2–1 (117), с. 1092–1097.
Кожевникова, О. В., Гасимова, К. Р., Константинова, Л. Н. и др. (2024) Образовательные онлайн-платформы как ресурс развития предпринимательского потенциала субъекта. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 3 (96), с. 34–40. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2024-26-96-34-40
Кожевникова, О. В, Хотинец, В. Ю. (2021) Субъект деятельности в условиях перехода к цифровому миру (по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической и прикладной психологии в современной социокультурной ситуации»). Психологический журнал, т. 42, № 2, с. 131–134. https://doi.org/10.31857/S020595920014222-0
Лапин, Д. А. (2020) Медиаобразование школьников в России: от протоформатов к консенсуальному подходу. Меди@льманах, № 6 (101), с. 22–31. http://dx.doi.org/10.30547/mediaalmanah.6.2020.2231
Морозова, А. А. (2019) Медиаграмотность информационно уязвимых групп в цифровой культуре XXI века: обзор ведущих концепций. Вестник культуры и искусств, № 2 (58), с. 54–61.
Челышева, И. В. (2016) Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек. М.: Информация для всех, 178 с.
Челякова, О. А. (2022) Формы «ухода от реальности» студентов с низким уровнем психологического благополучия. В кн.: О. В. Кожевникова, В. Ю. Хотинец (ред.). Трансмиссия культурного опыта и социальных практик в эпоху транзитивности: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ижевск: Изд-во Удмуртского государственного университета, с. 253–254.
Шынгысова, Н. Т., Мусаева, Б. А. (2020) Медиаграмотность: обзор литературы. Universum: филология и искусствоведение, № 3 (71). [Электронный ресурс]. URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/9034 (дата обращеня 10.10.2024).
REFERENCES
Chelyakova, O. A. (2022) Formy “ukhoda ot real’nosti” studentov s nizkim urovnem psikhologicheskogo blagopoluchiya [Forms of “escapism” by students with low levels of psychological well-being]. In: O. V. Kozhevnikova, V. Yu. Khotinets (eds.). Transmissiya kul’turnogo opyta i sotsial’nykh praktik v epokhu tranzitivnosti: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Transmission of cultural experience and social practices in the era of transitivity: a collection of materials from the International Scientific and Practical Conference]. Izhevsk: Udmurt State Universty Publ., pp. 253–254. (In Russian)
Chelysheva, I. V. (2016) Sotsiokul’turnoe pole media: real’nost’, kommunikatsiya, chelovek [Sociocultural media field: Reality, communication, person]. Moscow: Informatsiya dlya vsekh Publ., 178 p. (In Russian)
Efanov, A. A. Budanova, M. A., Yudina, E. N. (2020) Uroven’ tsifrovoj gramotnosti shkol’nika i pedagoga: komparativistskij analiz [Digital literacy of schoolchildren and teachers: A comparative analysis]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya — RUDN Journal of Sociology, vol. 20, no. 2, pp. 382–393. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-2-382-393 (In Russian)
Kodirova, E. V. (2024) Tsifrovaya gramotnost’: vazhnye navyki dlya uspeshnoj kar’ery v sovremennom mire [Digital literacy: Essential skills for a successful career in today’s world]. Ekonomika i sotsium — Economy and Society, no. 2–1 (117), pp. 1092–1097. (In Russian)
Kozhevnikova, O. V., Gasimova, K. R., Konstantinova, L. N. et al. (2024) Obrazovatel’nye onlajn-platformy kak resurs razvitiya predprinimatel’skogo potentsiala sub’ekta [Educational online platforms as a source for developing the entrepreneurial potential of the subject]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossijskoj akademii nauk. Sotsial’nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki — Izvestiya of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, vol. 26, no. 3 (96), pp. 34–40. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2024-26-96-34-40 (In Russian)
Kozhevnikova, O. V, Khotinets, V. Yu. (2021) Sub’ekt deyatel’nosti v usloviyah perekhoda k tsifrovomu miru (po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii “Aktual’nye problemy prakticheskoj i prikladnoj psihologii v sovremennoj sotsiokul’turnoj situatsii”) [The subject of activity in situation of transition to digital world (Based on materials of international scientific and practical conference “actual problems of practical and applied psychology in the current socio-cultural situation”)]. Psikhologicheskij zhurnal, vol. 42, no. 2, pp. 131–134. https://doi.org/10.31857/S020595920014222-0 (In Russian)
Lapin, D. A. (2020) Mediaobrazovanie shkol’nikov v Rossii: ot protoformatov k konsensual’nomu podkhodu [Media education of schoolchildren in Russia: From proto-formats to a consensual approach]. Medi@lmanakh, no. 6 (101), pp. 22–31. http://dx.doi.org/10.30547/mediaalmanah.6.2020.2231 (In Russian)
Morozova, A. A. (2019) Mediagramotnost’ informatsionno uyazvimykh grupp v tsifrovoj kul’ture XXI veka: obzor vedushchikh kontseptsij [Media literacy of informationally offfened categories in the digital culture of the XXI century: Review of leading concepts]. Vestnik kul’tury i iskusstv — Culture and Arts Herald, no. 2 (58), pp. 54–61. (In Russian)
Shyngysova, N. T., Musaeva, B. A. (2020) Mediagramotnost’: obzor literatury [Media literacy: Review of literature]. Universum: filologiya i iskusstvovedenie, no. 3 (71). [Online]. Available at: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/9034 (accessed 10.10.2024). (In Russian)
Voronova, A. A., Kravets, K. K. (2020) Model’ formirovaniya mediagramotnosti u obuchayushchikhsya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [A model for the formation of media literacy among students in inclusive education]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal “Kontsept” — Scientific and Methodological Electronic Journal “Concept”, no. 5, pp. 146–157. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ольга Анатольевна Челякова, Оксана Вячеславовна Кожевникова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.