Комплексное исследование личностных черт и имплицитных особенностей речи сиблингов
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-4-300-310Ключевые слова:
сиблинги, личностные черты, темперамент, характер, звучащая речь, тест TCI-140, 2B-PLS, формантный анализ, имплицитные особенности речиАннотация
Исследование посвящено изучению особенностей речи сиблингов в контексте комплексного психолого-лингвистического исследования. Целью работы было проведение синхронного инструментального исследования результатов личностного опросника и функционально-динамических речевых комплексов дикторов. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о превалирующем воздействии на речь сиблингов фактора порядка рождения (на основе подтверждения его влияния на комплексы личностных черт дикторов). В качестве информантов выступили пары родных братьев и родных сестер. Для снижения числа контролируемых факторов были выбраны пары одного пола. Участники исследования были выбраны из числа желающих в соответствии с разработанными критериями включения и исключения. Испытуемыми были предоставлены аудиозаписи подготовленной и спонтанной речи. Для комплексного изучения имплицитных особенностей речи сиблингов требовалось обращение к разным типам анализа для обработки разных типов данных. В дизайн эксперимента был включен тест TCI-140 для характеристики личностных черт испытуемых, метод формантного анализа для получения численных параметров частот звучащей речи информантов, а также многомерный ковариационный анализ 2B-PLS для выявления имплицитных связей. В результате был разработан дизайн эксперимента, в ходе которого возможно комплексное изучение личностных черт дикторов и их речи. Пилотное исследование показало, что общность фоноскопических данных для пар сиблингов в большей степени объясняется их личностными особенностями, а имплицитным фактором с наибольшим весом в системе является порядок рождения. В контексте продолжения эксперимента планируется работа с парами сиблингов разного пола.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Алмаев, Н. А., Островская, Л. Д. (2005) Адаптация опросника темперамента и характера Р. Клонинджера на русскоязычной выборке. Психологический журнал, т. 26, № 6, с. 77–86.
Алмаев, Н. А., Сордия, Г. М. (2014) Воздействие интернет-среды на личностные и когнитивные особенности пользователей. В кн.: Психологическое воздействие в межличностной и массовой коммуникации. М.: Института психологии РАН, с. 75–93.
Баскаева, О. В. (2021) Основные направления сиблинговых исследований. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, № 2, с. 96–115. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2021-2-96-115
Вергунов, Е. Г. (2022) Трансформация пространства копинга в условиях пандемии на разных циклах обучения в вузе и оценка ее интегральных показателей. Комплексные исследования детства, т. 4, № 2, с. 115–123. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-115-123
Грачев, А. М. (2012) К вопросу об идентификации речи дикторов по родственному признаку. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, № 5-2, с. 316–320.
Грей, Д. А. (1993) Нейропсихология темперамента. Иностранная психология, т. 1, № 2, с. 24–37.
Денисенко, А. С. (2019) Порядковый номер рождения как фактор появления речевых нарушений. В кн.: А. Н. Веракса (ред.). Воспитание и обучение детей младшего возраста: Материалы VIII Международной конференции. М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, с. 297–298.
Доброва, Г. Р. (2018) Вариативность речевого развития детей. М.: ЯСК, 264 с.
Захаров, А. И. (1988) Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 244 с.
Каганов, А. Ш. (2014) Об использовании спектральных характеристик речи для определения биометрических параметров речевого тракта в судебно-медицинской идентификации личности говорящего. Судебно- медицинская экспертиза, т. 57, № 1, с. 26–29.
Кирьянов, П. А., Каганов, А. Ш. (2016) Применение методов спектрального анализа в задаче медико- криминалистической идентификации говорящего. Судебно-медицинская экспертиза, т. 59, № 5, с. 36–38. https://doi.org/10.17116/sudmed201659536-38
Князев, С. В., Пожарицкая, С. К. (2011) Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография. М.: Гаудеамус, 430 с.
Николаева, Е. И. (2018) Психофизиология. СПб.: Питер, 704 с.
Овчинникова, К. А., Вергунов, Е. Г. (2023) Применение психофизиологического инструментария для изучения понятия «механизм» в лингвистическом исследовании. Комплексные исследования детства, т. 5, № 1, с. 14–25. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-1-14-25
Пенкина, Е. В. (2022) Возрастные особенности подростков и их влияние на обучение пению в мутационный и постмутационный периоды развития голоса. В кн.: Л. А. Рапацкая, В. В. Гетьман (ред.). Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: Материалы XII международной научно-практической конференции. М.: Изд-во МПГУ, с. 109–115.
Стреляу, Я., Митина, О. В., Бабаева, Ю. Д. и др. (2009) Методика диагностики темперамента (формально- динамических характеристик поведения). М.: Смысл, 104 с.
Files, B. T., Lawhern, V. J., Ries, A. J., Marathe, A. R. (2016) A permutation test for unbalanced paired comparisons of global field power. Brain Topography, vol. 29, no. 3, pp. 345–357. https://doi.org/10.1007/s10548-016-0477-3
Kovaleva, V. Yu., Pozdnyakov, A. A., Litvinov, Yu. N., Efimov, V. M. (2019) Estimation of the congruence between morphogenetic and molecular-genetic modules of gray voles Microtus S.L. variability along a climatic gradient. Ecological Genetics, vol. 17, no. 2, pp. 21–34. https://doi.org/10.17816/ecogen17221-34
Krivoshchekov, S. G., Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G., Prihodko, A. Yu. (2022) Multivariate analysis of indicators of inhibitory and autonomic control in orthostasis and emotional situations. Human Physiology, vol. 48, no. 1, pp. 20–29. https://doi.org/10.1134/S0362119721060050
Nikolaeva, E. I., Efimova, V. L., Vergunov, E. G. (2022) Integration of vestibular and auditory information in ontogenesis. Children, vol. 9, no. 3, article 401. https://doi.org/10.3390/children9030401
Polunin, D. A., Shtaiger, I., Efimov, V. (2019) JACOBI4 software for multivariate analysis of biological data. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1101/803684 (accessed 27.08.2023).
Rännar, S., Lindgren, F., Geladi, P., Wold, S. (1994) A PLS kernel algorithm for data sets with many variables and fewer objects. Part 1: Theory and algorithm. Journal of Chemometrics, vol. 8, no 2, pp. 111–125. https://doi.org/10.1002/cem.1180080204
Rohlf, F. J., Corti, M. (2000) The use of two-block partial least-squares to study covariation in shape. Systematic Biology, vol. 49, no 4, pp. 740–753. https://doi.org/10.1080/106351500750049806
Savostyanov, A. N., Vergunov, E. G., Saprygin, A. E., Lebedkin, D. A. (2022) Validation of a face image assessment technology to study the dynamics of human functional states in the EEG resting-state paradigm. Vavilov Journal of Genetics and Breeding, vol. 26, no 8, pp. 765–772. https://doi.org/10.18699/VJGB-22-92
REFERENCES
Almaev, N. A., Ostrovskaya, L. D. (2005) Adaptatsiya oprosnika temperamenta i kharaktera R. Klonindzhera na russkoyazychnoj vyborke [Adaptation of R. Kloninger’s temperament and character questionnaire to Russian sample]. Psykhologicheskij zhurnal — Psychological Journal, vol. 26, no. 6, pp. 77–86. (In Russian)
Almaev, N. A., Sordiya, G. M. (2014) Vozdejstvie internet-sredy na lichnostnye i kognitivnye osobennosti pol’zovatelej [The impact of the Internet environment on the user’s personal and cognitive characteristics]. In: Psikhologicheskoe vozdejstvie v mezhlichnostnoj i massovoj kommunikatsii [Psychological impact in interpersonal and mass communication]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., pp. 75–94. (In Russian)
Baskaeva, O. V. (2021) Osnovnye napravleniya siblingovykh issledovanij [Main directions of sibling research]. Vestnik RGGU. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie — RGGU Bulletin Series Psychology, Pedagogics, Education, no. 2, pp. 96–115. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2021-2-96-115 (In Russian)
Denisenko, A. S. (2019) Poryadkovyj nomer rozhdeniya kak faktor poyavleniya rechevykh narushenij [Sequence number of birth as a factor of appearance of speech disorders]. In: A. N. Veraksa (ed.). Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta: Materialy VIII Mezhdunarodnoj konferentsii [Early childhood education: Proceedings of the VIII International Conference]. Moscow: Moscow State University Publ., pp. 297–298. (In Russian)
Dobrova, G. R. (2018) Variativnost’ rechevogo razvitiya detej [Variability of children’s speech development]. Moscow: LRC Publ., 264 p. (In Russian)
Files, B. T., Lawhern, V. J., Ries, A. J., Marathe, A. R. (2016) A permutation test for unbalanced paired comparisons of global field power. Brain Topography, vol. 29, no. 3, pp. 345–357. https://doi.org/10.1007/s10548-016-0477-3 (In English)
Grachev, A. M. (2012) K voprosu ob identifikatsii rechi diktorov po rodstvennomu priznaku [On kinship-based speaker identification]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo — Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, no. 5-2, pp. 316–320. (In Russian)
Grey, D. A. (1993) Nejropsikhologiya temperamenta [Neuropsychology of temperament]. Inostrannaya psikhologiya, vol. 1, no. 2, pp. 24–37. (In Russian)
Kaganov, A. Sh. (2014) Ob ispol’zovanii spektral’nykh kharakteristik rechi dlya opredeleniya biometricheskikh parametrov rechevogo trakta v sudebno-meditsinskoj identifikatsii lichnosti govoryashchego [On the use of the spectral speech characteristics for the determination of biometric parameters of the vocal tract in forensic medical identification of the speaker’s personality]. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza, vol. 57, no. 1, pp. 26–29. (In Russian)
Kir’yanov, P. A., Kaganov, A. Sh. (2016) Primenenie metodov spektral’nogo analiza v zadache mediko-kriminalisticheskoj identifikatsii govoryashchego [The use of the spectral analysis techniques for the medico-criminalistic identification of the speaker]. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza, vol. 59, no. 5, pp. 36–38. https://doi.org/10.17116/sudmed201659536-38 (In Russian)
Knyazev, S. V., Pozharitskaya, S. K. (2011) Sovremennyj russkij literaturnyj yazyk. Fonetika, orfoepiya, grafika i orfografiya [Modern Russian Literary Language. Phonetics, spelling, graphics and orthography]. Moscow: Gaudeamus Publ., 430 p. (In Russian)
Kovaleva, V. Yu., Pozdnyakov, A. A., Litvinov, Yu. N., Efimov, V. M. (2019) Estimation of the congruence between morphogenetic and molecular-genetic modules of gray voles Microtus S.L. variability along a climatic gradient. Ecological Genetics, vol. 17, no. 2, pp. 21–34. https://doi.org/10.17816/ecogen17221-34 (In English)
Krivoshchekov, S. G., Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G., Prihodko, A. Yu. (2022) Multivariate analysis of indicators of inhibitory and autonomic control in orthostasis and emotional situations. Human Physiology, vol. 48, no. 1, pp. 20–29. https://doi.org/10.1134/S0362119721060050 (In English)
Nikolaeva, E. I. (2018) Psikhofiziologiya [Psychophysiology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 704 p. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Efimova, V. L., Vergunov, E. G. (2022) Integration of vestibular and auditory information in ontogenesis. Children, vol. 9, no. 3, article 401. https://doi.org/10.3390/children9030401 (In English)
Ovchinnikova, K. A., Vergunov, E. G. (2023) Primenenie psikhofiziologicheskogo instrumentariya dlya izucheniya ponyatiya “mekhanizm” v lingvisticheskom issledovanii [The use of psychophysiological tools to study the concept of “mechanism” in linguistic research]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 5, no. 1, pp. 14–25 https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-1-14-25 (In Russian)
Penkina, E. V. (2022) Vozrastnye osobennosti podrostkov i ikh vliyanie na obuchenie peniyu v mutatsionnyj i postmutatsionnyj periody razvitiya golosa [Age characteristics of teenagers and their influence on singing training in mutational and post-mutational periods of voice development]. In: L. A. Rapatskaya, V. V. Get’man (eds.). Traditsii i innovatsii v sovremennom kul’turno-obrazovatel’nom prostranstve: Materialy XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Traditions and innovations in the modern cultural and educational space: Proceedings of the XII International Scientific and Practical Conference]. Moscow: Moscow State Pedagogical University Publ., pp. 109–115. (In Russian)
Polunin, D. A., Shtaiger, I., Efimov, V. (2019) JACOBI4 software for multivariate analysis of biological data. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1101/803684 (accessed 27.08.2023). (In English)
Rännar, S., Lindgren, F., Geladi, P., Wold, S. (1994) A PLS kernel algorithm for data sets with many variables and fewer objects. Part 1: Theory and algorithm. Journal of Chemometrics, vol. 8, no 2, pp. 111–125. https://doi.org/10.1002/cem.1180080204 (In English)
Rohlf, F. J., Corti, M. (2000) The use of two-block partial least-squares to study covariation in shape. Systematic Biology, vol. 49, no 4, pp. 740–753. https://doi.org/10.1080/106351500750049806 (In English)
Savostyanov, A. N., Vergunov, E. G., Saprygin, A. E., Lebedkin, D. A. (2022) Validation of a face image assessment technology to study the dynamics of human functional states in the EEG resting-state paradigm. Vavilov Journal of Genetics and Breeding, vol. 26, no 8, pp. 765–772. https://doi.org/10.18699/VJGB-22-92 (In English)
Strelau, Yu., Mitina, O. V., Babaeva, Yu. D. (2007) Metodika diagnostiki temperamenta (formal’no-dinamicheskikh kharakteristik povedeniya) [Method of temperament diagnosis (formal-dynamic characteristics of behavior)]. Moscow: Smysl Publ., 104 p. (In Russian)
Vergunov, E. G. (2022) Transformatsiya prostranstva kopinga v usloviyakh pandemii na raznykh tsiklakh obucheniya v vuze i otsenka ee integral’nykh pokazatelej [Coping space transformation at different levels of university training during the pandemic and the assessment of its integral indicators]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 4, no. 2, pp. 115–123. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-115-123 (In Russian)
Zakharov, A. I. (1988) Nevrozy u detej i podrostkov. Anamnez, etiologiya i patogenez [Neuroses in children and adolescents. History, etiology and pathogenesis]. Leningrad: Meditsina Publ., 244 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Анна Александровна Шаляпина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.