Подростки в городе: по следам соучаствующего проектирования в Пермском крае
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-3-216-224Ключевые слова:
подростки, соучаствующее проектирование, социологическое исследование, экспертное интервью, городская среда, практики соучастияАннотация
Практики соучаствующего проектирования городской среды с горожанами все чаще становятся предметом публичных обсуждений и исследований.
В данной статье приведены результаты студенческой экспедиции, которая проходила в рамках профессионального конкурса «Открываем Россию заново», организованного Высшей школой экономики и АНО «Россия — страна возможностей». Участники экспедиции посетили пять городов Пермского края (Пермь, Добрянка, Губаха, Чусовой, Горнозаводск). Целью экспедиции стало изучение опыта соучаствующего проектирования города с подростками методом «погружения в городскую среду». Эмпирические данные, собранные в пяти городах, представлены интервью с подростками и педагогами, участниками проекта «Лаборатория архитектурной мысли», экспертными интервью, а также блиц-интервью с жителями города. Всего в архиве исследования 43 транскрипта, в том числе 14 экспертных интервью, 21 блиц-интервью с прохожими, 8 фокус- групп с подростками. Ключевым исследовательским вопросом стало выяснение отношения подростков к созданным ими арт-объектам, значение этих объектов для города, его жителей и самих подростков.
Исследование показало, что участие подростков в создании городских объектов не сформировало у последних чувство сопричастности и устойчивую связь с городом. Исключением стали те подростки, чьи проекты были реализованы. Однако архитектурные воркшопы позволили участникам пересмотреть свое отношение к благоустройству города, оценить труд людей, создающих городские объекты, а также расширить свои представления об архитектуре и дизайне городской среды. Созданные объекты не внесли заметных изменений в жизнь города и его жителей, некоторые из них оказались за ограждениями или в труднодоступной части города, другие — используются не по назначению и пр. Однако мероприятия лаборатории позволили подросткам быть услышанными и, возможно, стали первым шагом на пути восприятия подростков как горожан, имеющих свои потребности и желающих участвовать в преобразовании города.
Библиографические ссылки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Улица Детства. (2022) ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ulicadetstva (дата обращения 25.01.2023).
Филипова, А. Г., Асафова, В. С. (2021) Архитектурная смена: на пути к соучаствующему проектированию с подростками городской среды. Комплексные исследования детства, т. 3, № 4, с. 309–316. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-309-316
Филипова, А. Г., Скрыпникова, Е. М. (2022) Практики и ресурсы включения подростков в жизнь города: экспертный взгляд. Социодинамика, № 7, с. 11–23. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.7.38201
Хащанская, М. К. (2019) Арт-практики в городском пространстве. Академический вестник, № 3 (45), с. 62–67.
Шишалова, Ю. (2022) «Архитектурный хулиганизм»: как «трудных» подростков привлекают к участию в формировании современной городской среды. Проект Россия, 16 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://prorus.ru/interviews/arhitekturnyj-huliganizm-kak-trudnyh-podrostkov-privlekayut-k-uchastiyu-v-formirovanii-sovremennoj-gorodskoj-sredy/?ysclid=lblv9za0ye212524943 (дата обращения 25.01.2023).
Это мой город. (2022) Президентский фонд культурных инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://фондкультурныхинициатив.рф/public/application/item?id=222d8b9e-8339-4105-93a1-4af8e4a49965&ysclid=lblv6hji13848445555 (дата обращения 25.01.2023).
REFERENCES
Eto moj gorod [This is my town]. (2022) Prezidentskij fond kul’turnykh initsiativ [Presidential Foundation for Cultural Initiatives]. [Online]. Available at: https://фондкультурныхинициатив.рф/public/application/item?id=222d8b9e-8339-4105-93a1-4af8e4a49965&ysclid=lblv6hji13848445555 (accessed 25.01.2023). (In Russian)
Filipova, A. G., Asafova, V. S. (2021) Arkhitekturnaya smena: na puti k souchastvuyushchemu proektirovaniyu s podrostkami gorodskoj sredy [Architectural programme: Towards participatory design with teenagers]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 4, pp. 309–316. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-309-316 (In Russian)
Filipova, A. G., Skrypnikova, E. M. (2022) Praktiki i resursy vklyucheniya podrostkov v zhizn’ goroda: ekspertnyj vzglyad [Practices and resources of inclusion of teenagers in the life of the city: An expert view]. Sotsiodinamika — Sociodynamics, no. 7, pp. 11–23. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.7.38201 (In Russian)
Khashchanskaya, M. K. (2019) Art-praktiki v gorodskom prostranstve [Art practices in urban space]. Akademicheskij vestnik, no. 3 (45), pp. 62–67. (In Russian) Shishalova, Yu. (2022) “Arkhitekturnyj khuliganizm”: kak “trudnykh” podrostkov privlekayut k uchastiyu v formirovanii sovremennoj gorodskoj sredy [“Architectural hooliganism”: How “difficult” teenagers are attracted to participate in the formation of a modern urban environment]. Proekt Rossiya [Project Russia], 16 August. [Online]. Available at: https://prorus.ru/interviews/arhitekturnyj-huliganizm-kak-trudnyh-podrostkov-privlekayut-k-uchastiyu-v-formirovanii-sovremennoj-gorodskoj-sredy/?ysclid=lblv9za0ye212524943 (accessed 25.01.2023). (In Russian)
Ulitsa Detstva [Street of Childhood]. (2022) VKontakte. [Online]. Available at: https://vk.com/ulicadetstva (accessed 25.01.2023). (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Мария Юрьевна Куланина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.