Люди и звери: градация ценности жизни животных в сказочном мире А. М. Волкова
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-3-195-201Ключевые слова:
сказки А. М. Волкова, литературные персонажи, животные, ценность жизни, очеловечивание, экология, этические мотивы, жанровая трансформацияАннотация
Целью данного исследования является анализ сказочной серии А. М. Волкова о Волшебной стране и Изумрудном городе (1939–1982) для определения градации ценности жизни персонажей-животных в сопоставлении с ценностью жизни персонажей-людей. Отмечено противоречие между декларируемой автором разумностью всей фауны Волшебной страны и сохранением в ней охотничьего промысла и скотоводства. На материале шести сказок цикла, в том числе их ранних и черновых версий, выявлена структура животного мира в сказочной вселенной Волкова с делением на четыре группы, обладающие различной ценностью жизни в зависимости от степени персонификации, очеловечивания и сюжетной роли: квазилюди, статисты, скот и монстры. Рассмотрены основные характеристики этих групп, в том числе степень их сближения с персонажами-людьми. Выявлено отражение в сказках Волкова общемировой послевоенной тенденции к гуманизации общества, набравшей силу в 1950–1960-е гг., в том числе усиление экологических и этических мотивов, деполитизация, дегероизация и гуманизация детской литературы. Прослежено изменение сюжетной роли персонажей-животных в сказках Волкова и ценности их жизни по мере овзросления сказочной серии с ее отходом от классической волшебной сказки в направлении жанра фантастики, что особенно ярко проявляется в заключительной книге серии. Отмечена взаимосвязь между расчеловечиванием персонажей-животных и людей и угасанием собственно сказочной составляющей в серии книг Волкова об Изумрудном городе. Высказана гипотеза о том, что данная тенденция могла стать одной из причин, побудивших Волкова отказаться от дальнейшего продолжения сказочной серии.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Волков, А. М. (2010) Собрание сочинений: в одном томе. М.: Престиж Бук, 1230 с.
ЛИТЕРАТУРА
Банах, И. В. (2021) Формирование канона: миф о счастливом детстве в советской детской литературе. В кн.: Т. Е. Автухович (ред.). Норма и отклонение в литературе, языке и культуре. Гродно: ЮрСаПринт, с. 236–243.
Галкина, Т. В. (2006) Незнакомый Александр Волков в воспоминаниях, письмах и документах. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 268 с.
Гопман, В. Л. (2012) Рыцарь Радости: Добро и зло миров Клайва Стейплза Льюиса. В кн.: Золотая пыль: Фантастическое в английском романе: последняя треть XIХ–ХХ вв. М.: Изд-во РГГУ, с. 300–319.
Григорян, Л. А. (2022) Эволюция замысла сказки «Семь подземных королей» А. М. Волкова в 1963–1967 гг. Детские чтения, т. 22, № 2, с. 340–365. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-340-365
Латова, Н. В. (2002) Чему учит сказка? (О российской ментальности). Общественные науки и современность, № 2, с. 180–191.
Неёлов, Е. М. (1976) Научно-фантастические мотивы в сказочном цикле А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». В кн.: И. П. Лупанов (ред.). Проблемы детской литературы: Межвузовский сборник. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет им. О. В. Куусинена, с. 133–148.
Пропп, В. Я. (2020) Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: КоЛибри, 640 с.
Спынь, К. М. (2022) Психологическая достоверность образов сказочных персонажей (на примере сказок А. М. Волкова). В кн.: Т. В. Галкина, М. В. Курышева, М. Л. Левченко и др. (ред.). Детская книга в цифровую эпоху: сборник трудов по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Томск: Изд-во ТГПУ, с. 20–36.
Тюшина, Е. И. (2015) Писатели нашего детства: обзор отечественной литературы для юных читателей. Библиотека, № 2, с. 31–41.
Шамякина, С. В. (2022) Предметная классификация литературных художественных образов. Журнал Белорусского государственного университета. Филология, № 2, с. 5–16.
SOURCES
Volkov, A. M. (2010) Sobranie sochinenij: v odnom tome [Collected works: In one volume]. Moscow: Prestizh Buk Publ., 1230 p. (In Russian)
REFERENCES
Banakh, I. V. (2021) Formirovanie kanona: mif o schastlivom detstve v sovetskoj detskoj literature [Formation of the canon: The myth of a happy childhood in soviet children’s literature]. In: T. E. Avtukhovich (ed.). Norma i otklonenie v literature, yazyke i kul’ture [Norm and deviation in literature, language and culture]. Grodno: YurSaPrint, pp. 236–243. (In Russian)
Galkina, T. V. (2006) Neznakomyj Aleksandr Volkov v vospominaniyakh, pis’makh i dokumentakh [Unknown Alexander Volkov in memoirs, letters and documents]. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University Publ., 268 p. (In Russian)
Gopman, V. L. (2012) Rytsar’ Radosti: Dobro i zlo mirov Klajva Stejplza L’yuisa [Knight of Joy: The Good and Evil of the Worlds of Clive Staples Lewis]. In: Zolotaya pyl’: Fantasticheskoe v anglijskom romane: poslednyaya tret’ XIX–XX vv. [Golden dust: Fantastic elements in the English Novel of the last third of the XIX–XX centuries]. Moscow: Russian State University for the Humanities Publ., pp. 300–319. (In Russian)
Grigoryan, L. A. (2022) Evolyutsiya zamysla skazki “Sem’ podzemnykh korolej” A. M. Volkova v 1963–1967 gg. [The plot evolution of the fairy tale “Seven underground kings” by Aleksandr Volkov in 1963–1967]. Detskie chteniya — Children’s Readings, vol. 22, no. 2, pp. 340–365. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-340-365 (In Russian)
Latova, N. V. (2002) Chemu uchit skazka? (O rossijskoj mental’nosti) [What does a fairy tale teach? (about the Russian mentality)]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ — Social Sciences and Contemporary World, no. 2, pp. 180–191. (In Russian)
Neelov, E. M. (1976) Nauchno-fantasticheskie motivy v skazochnom tsikle A. M. Volkova “Volshebnik Izumrudnogo goroda” [Sci-fi motifs in fairy-tale cycle “The Wizard of the Emerald City” by A. M. Volkov]. In: I. P. Lupanov (ed.). Problemy detskoj literatury: Mezhvuzovskij sbornik [Problems of children’s literature: Interuniversity collection]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University named after O. V. Kuusinen Publ., pp. 133–148. (In Russian)
Propp, V. Ya. (2020) Morfologiya volshebnoj skazki. Istoricheskie korni volshebnoj skazki [Morphology of the fairy tale. The historical roots of the fairy tale]. Moscow: KoLibri Publ., 640 p. (In Russian)
Shamyakina, S. V. (2022) Predmetnaya klassifikatsiya literaturnykh khudozhestvennykh obrazov [Subject classification of literary artistic images]. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya — Journal of the Belorussian State University. Philology, no. 2, pp. 5–16. (In Russian)
Spyn’, K. M. (2022) Psikhologicheskaya dostovernost’ obrazov skazochnykh personazhej (na primere skazok A. M. Volkova) [Psychological credibility of the fairy-tale characters (on the example of A. M. Volkov’s fairy tales)]. In: T. V. Galkina, M. V. Kurysheva, M. L. Levchenko et al. (eds.). Detskaya kniga v tsifrovuyu epokhu: sbornik trudov po materialam Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferentsii [Children’s book in the digital era: Collection of works based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation]. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University Publ., pp. 20–36. (In Russian)
Tyushina, E. I. (2015) Pisateli nashego detstva: obzor otechestvennoj literatury dlya yunykh chitatelej [Writers of our childhood: A review of Russian literature for young readers]. Biblioteka, no. 2, pp. 31–41. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Лев Арменович Григорян
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.