Образ подростка в русской литературе XVIII и XIX веков
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-94-103Ключевые слова:
подросток, образ подростка в литературе, внутренний мир, детский мир, Карамзин, Фонвизин, ТолстойАннотация
В работе проводится анализ образа подростка в художественной литературе XVIII–XIX вв. на примере произведений Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», Д. И. Фонвизина «Недоросль», Л. Н. Толстого «Детство» и «Отрочество», а также изучаются изменения образа ребенка в контексте социокультурных условий эпохи. В статье дается описание исторических эпох, в которых растут герои, и отмечается видение автором места ребенка в семье. На основании исторической ретроспективы выделены уникальные характеристики подросткового возраста, не зависящие от исторического и социокультурного контекста: изменение отношения к противоположенному полу, стремление к рефлексии и др. В исследовании показано, что до XVIII века ребенок не представлен в литературе как герой, наделенный индивидуальным внутренним миром. Первые произведения о подростках, появившиеся в конце XVIII века, в основном ограничивались поверхностным описанием поведения.
В работе показаны примеры влияния семьи, близкого окружения, социокультурного и исторического контекста на становление внутреннего мира детей XVIII–XIX веков. Было установлено, что герои XVIII века практически не проявляют черт, присущих подросткам. Это объясняется двумя причинами: скупым описанием внутреннего мира ребенка и определенным влиянием близкого окружения, порождающим инфантильность. Герой же XIX века обладает многими описанными в современной психологии чертами подростков.
Методологической базой исследования стали культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, исследования Д. Б. Эльконина об особенностях подросткового возраста и работа Ю. М. Лотмана «Беседы о русской культуре».
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Карамзин, Н. М. (1984) Бедная Лиза. В кн.: Собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. Л.: Художественная литература. [Электронный ресурс]. URL: https://ilibrary.ru/text/1087/p.1/index.html (дата обращения 14.01.2022).
Толстой, Л. Н. (2011) Детство. Отрочество: повести. М.: Детская литература, 234 с.
Фонвизин, Д. И. (1959) Недоросль. В кн.: Собрание сочинение в 2-х т. Т. 1. М.: Гослитиздат. [Электронный ресурс]. URL: https://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html (дата обращения 14.01.2022).
ЛИТЕРАТУРА
Аверин, В. А., Головей, Л. А., Грановская, Р. М. и др. (2017) Развитие личности от одиннадцати до шестнадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 720 с.
Барашев, М. А. (2010) Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII–начала XIX в. Вопросы образования, № 1, с. 225–235.
Бессарабова, Н. В. (2018) Взаимоотношения государства и общества в Российской империи в эпоху Екатерины Великой. Вестник Московского финансово-экономического университета, № 4, с. 102–121.
Выготский, Л. С. (2003) Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 1134 с.
Гилязова, Э. В. (2006) Опыт семейного воспитания в российском обществе во второй половине XVIII века. Вестник Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева, № 7, с. 218–221.
Зуева, М. А. (2013) Создание и деятельность Комиссии народных училищ при Екатерине II. Вестник Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева, № 1–2 (77), с. 83–89.
Ковынева, М. (2021) Домострой: нормы семейной жизни на Руси. Культура.РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/254777/domostroi-normy-semeinoi-zhizni-na-rusi (дата обращения 14.01.2022).
Лотман, Ю. М. (2021) Беседы о русской культуре. М.: Азбука, 832 с.
Поляк, Г. Б. (ред.). (2015) История России: учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити- Дана, 687 с.
Фролова, И. Т. (ред.). (1987) Философский словарь. 5-е изд. М.: Политиздат, 590 с.
Эльконин, Д. Б. (1989) Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 560 с.
SOURCES
Fonvizin, D. I. (1959) Nedorosl’ [The Underdog]. In: Sobranie sochinenij v 2 t. T. 1 [Collected works: In 2 vols. Vol. 1]. Moscow: Goslitizdat Publ. [Online]. Available at: https://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html (accessed 14.01.2022). (In Russian)
Karamzin, N. M. (1984) Bednaya Liza [Poor Lisa]. In: Sobranie sochinenij v 2 t. T. 1 [Collected works: In 2 vols. Vol. 1]. Leningrad: Khudozhestvennaya literatura Publ. [Online]. Available at: https://ilibrary.ru/text/1087/p.1/index.html (accessed 14.01.2022). (In Russian)
Tolstoj, L. N. (2011) Detstvo. Otrochestvo: povesti [Childhood. Boyhood: Novels]. Moscow: Detskaya literatura Publ., 234 p. (In Russian)
REFERENCES
Averin, V. A., Golovej, L. A., Granovskaya, R. M. et al. (2017) Razvitie lichnosti ot odinnadtsati do shestnadtsati [Personality development from eleven to sixteen]. Ekaterinburg: Rama Pablishing Publ., 720 p. (In Russian)
Barashev, M. A. (2010) Domashnee vospitanie v russkoj dvoryanskoj sem’e vtoroj poloviny XVIII–nachala XIX v. [Home education in a Russian noble family of the second half of the 18th and early 19th centuries]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies, no. 1, pp. 225–235. (In Russian)
Bessarabova, N. V. (2018) Vzaimootnosheniya gosudarstva i obshchestva v Rossijskoj imperii v epokhu Ekateriny Velikoj [The relationship between state and society in the Russian Empire in the era of Catherine the Great]. Vestnik Moskovskogo finansovo-ekonomicheskogo universiteta, no. 4, pp. 102–121. (In Russian)
Elkonin, D. B. (1989) Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected Psychological Works]. Moscow: Pedagogika Publ., 560 p. (In Russian)
Frolova, I. T. (ed.). (1987) Filosofskij slovar’ [Philosophical Dictionary]. 5th ed. Moscow: Politizdat Publ., 590 p. (In Russian)
Gilyazova, E. V. (2006) Opyt semejnogo vospitaniya v rossijskom obshchestve vo vtoroj polovine XVIII veka [The experience of family upbringing in Russian society in the second half of the 18th century]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Ya. Yakovkeva — I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, no. 7, pp. 218–221. (In Russian)
Kovyneva, M. (2021) Domostroj: Normy semejnoj zhizni na Rusi [Domostroy: norms of family life in Russia]. Kul’tura.RF [Culture.RF]. [Online]. Available at: https://www.culture.ru/materials/254777/domostroi-normy-semeinoi-zhizni-na-rusi (accessed 14.01.2022). (In Russian)
Lotman, Yu. M. (2021) Besedy o russkoj kul’ture [Talks about Russian culture]. Moscow: Azbuka Publ., 832 p. (In Russian)
Polyak, G. B. (ed.). (2015) Istoriya Rossii: Uchebnik dlya studentov vuzov [History of Russia: textbook for university students]. 3rd ed., rev. and comp. Moscow: Yuniti-Dana Publ., 687 p. (In Russian)
Vygotskij, L. S. (2003) Psikhologiya razvitiya cheloveka [The Psychology of Human Development]. Moscow: Smysl Publ.; Eksmo Publ., 1134 p. (In Russian)
Zueva, M. A. (2013) Sozdanie i deyatel’nost’ Komissii narodnykh uchilishch pri Ekaterine II [Creation and activities of the Commission for Public Schools under Catherine II]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Ya. Yakovkeva — I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, no. 1–2 (77), pp. 83–89. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Козлова Варвара Викторовна, Лазаренко Виктория Павловна, Славинская Анна Николаевна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.