Образ подростка в русской литературе XVIII и XIX веков

Авторы

  • Варвара Викторовна Козлова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Виктория Павловна Лазаренко Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Анна Николаевна Славинская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-94-103

Ключевые слова:

подросток, образ подростка в литературе, внутренний мир, детский мир, Карамзин, Фонвизин, Толстой

Аннотация

В работе проводится анализ образа подростка в художественной литературе XVIII–XIX вв. на примере произведений Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», Д. И. Фонвизина «Недоросль», Л. Н. Толстого «Детство» и «Отрочество», а также изучаются изменения образа ребенка в контексте социокультурных условий эпохи. В статье дается описание исторических эпох, в которых растут герои, и отмечается видение автором места ребенка в семье. На основании исторической ретроспективы выделены уникальные характеристики подросткового возраста, не зависящие от исторического и социокультурного контекста: изменение отношения к противоположенному полу, стремление к рефлексии и др. В исследовании показано, что до XVIII века ребенок не представлен в литературе как герой, наделенный индивидуальным внутренним миром. Первые произведения о подростках, появившиеся в конце XVIII века, в основном ограничивались поверхностным описанием поведения.

В работе показаны примеры влияния семьи, близкого окружения, социокультурного и исторического контекста на становление внутреннего мира детей XVIII–XIX веков. Было установлено, что герои XVIII века практически не проявляют черт, присущих подросткам. Это объясняется двумя причинами: скупым описанием внутреннего мира ребенка и определенным влиянием близкого окружения, порождающим инфантильность. Герой же XIX века обладает многими описанными в современной психологии чертами подростков.

Методологической базой исследования стали культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, исследования Д. Б. Эльконина об особенностях подросткового возраста и работа Ю. М. Лотмана «Беседы о русской культуре».

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Карамзин, Н. М. (1984) Бедная Лиза. В кн.: Собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. Л.: Художественная литература. [Электронный ресурс]. URL: https://ilibrary.ru/text/1087/p.1/index.html (дата обращения 14.01.2022).

Толстой, Л. Н. (2011) Детство. Отрочество: повести. М.: Детская литература, 234 с.

Фонвизин, Д. И. (1959) Недоросль. В кн.: Собрание сочинение в 2-х т. Т. 1. М.: Гослитиздат. [Электронный ресурс]. URL: https://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html (дата обращения 14.01.2022).

ЛИТЕРАТУРА

Аверин, В. А., Головей, Л. А., Грановская, Р. М. и др. (2017) Развитие личности от одиннадцати до шестнадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 720 с.

Барашев, М. А. (2010) Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII–начала XIX в. Вопросы образования, № 1, с. 225–235.

Бессарабова, Н. В. (2018) Взаимоотношения государства и общества в Российской империи в эпоху Екатерины Великой. Вестник Московского финансово-экономического университета, № 4, с. 102–121.

Выготский, Л. С. (2003) Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 1134 с.

Гилязова, Э. В. (2006) Опыт семейного воспитания в российском обществе во второй половине XVIII века. Вестник Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева, № 7, с. 218–221.

Зуева, М. А. (2013) Создание и деятельность Комиссии народных училищ при Екатерине II. Вестник Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева, № 1–2 (77), с. 83–89.

Ковынева, М. (2021) Домострой: нормы семейной жизни на Руси. Культура.РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/254777/domostroi-normy-semeinoi-zhizni-na-rusi (дата обращения 14.01.2022).

Лотман, Ю. М. (2021) Беседы о русской культуре. М.: Азбука, 832 с.

Поляк, Г. Б. (ред.). (2015) История России: учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити- Дана, 687 с.

Фролова, И. Т. (ред.). (1987) Философский словарь. 5-е изд. М.: Политиздат, 590 с.

Эльконин, Д. Б. (1989) Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 560 с.

SOURCES

Fonvizin, D. I. (1959) Nedorosl’ [The Underdog]. In: Sobranie sochinenij v 2 t. T. 1 [Collected works: In 2 vols. Vol. 1]. Moscow: Goslitizdat Publ. [Online]. Available at: https://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html (accessed 14.01.2022). (In Russian)

Karamzin, N. M. (1984) Bednaya Liza [Poor Lisa]. In: Sobranie sochinenij v 2 t. T. 1 [Collected works: In 2 vols. Vol. 1]. Leningrad: Khudozhestvennaya literatura Publ. [Online]. Available at: https://ilibrary.ru/text/1087/p.1/index.html (accessed 14.01.2022). (In Russian)

Tolstoj, L. N. (2011) Detstvo. Otrochestvo: povesti [Childhood. Boyhood: Novels]. Moscow: Detskaya literatura Publ., 234 p. (In Russian)

REFERENCES

Averin, V. A., Golovej, L. A., Granovskaya, R. M. et al. (2017) Razvitie lichnosti ot odinnadtsati do shestnadtsati [Personality development from eleven to sixteen]. Ekaterinburg: Rama Pablishing Publ., 720 p. (In Russian)

Barashev, M. A. (2010) Domashnee vospitanie v russkoj dvoryanskoj sem’e vtoroj poloviny XVIII–nachala XIX v. [Home education in a Russian noble family of the second half of the 18th and early 19th centuries]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies, no. 1, pp. 225–235. (In Russian)

Bessarabova, N. V. (2018) Vzaimootnosheniya gosudarstva i obshchestva v Rossijskoj imperii v epokhu Ekateriny Velikoj [The relationship between state and society in the Russian Empire in the era of Catherine the Great]. Vestnik Moskovskogo finansovo-ekonomicheskogo universiteta, no. 4, pp. 102–121. (In Russian)

Elkonin, D. B. (1989) Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected Psychological Works]. Moscow: Pedagogika Publ., 560 p. (In Russian)

Frolova, I. T. (ed.). (1987) Filosofskij slovar’ [Philosophical Dictionary]. 5th ed. Moscow: Politizdat Publ., 590 p. (In Russian)

Gilyazova, E. V. (2006) Opyt semejnogo vospitaniya v rossijskom obshchestve vo vtoroj polovine XVIII veka [The experience of family upbringing in Russian society in the second half of the 18th century]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Ya. Yakovkeva — I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, no. 7, pp. 218–221. (In Russian)

Kovyneva, M. (2021) Domostroj: Normy semejnoj zhizni na Rusi [Domostroy: norms of family life in Russia]. Kul’tura.RF [Culture.RF]. [Online]. Available at: https://www.culture.ru/materials/254777/domostroi-normy-semeinoi-zhizni-na-rusi (accessed 14.01.2022). (In Russian)

Lotman, Yu. M. (2021) Besedy o russkoj kul’ture [Talks about Russian culture]. Moscow: Azbuka Publ., 832 p. (In Russian)

Polyak, G. B. (ed.). (2015) Istoriya Rossii: Uchebnik dlya studentov vuzov [History of Russia: textbook for university students]. 3rd ed., rev. and comp. Moscow: Yuniti-Dana Publ., 687 p. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (2003) Psikhologiya razvitiya cheloveka [The Psychology of Human Development]. Moscow: Smysl Publ.; Eksmo Publ., 1134 p. (In Russian)

Zueva, M. A. (2013) Sozdanie i deyatel’nost’ Komissii narodnykh uchilishch pri Ekaterine II [Creation and activities of the Commission for Public Schools under Catherine II]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Ya. Yakovkeva — I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, no. 1–2 (77), pp. 83–89. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.07.2022

Выпуск

Раздел

Статьи