Социально-эмоциональное развитие преждевременно рожденных детей: обзор проблемы

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-1-61-65

Ключевые слова:

социально-эмоциональное развитие, преждевременно рожденные дети, маловесные дети, социально-эмоциональное развитие преждевременно рожденных детей

Аннотация

Проблема исследования социально-эмоционального развития преждевременно рожденных детей находится в фокусе внимания многих зарубежных ученых. Очевидно, что поиск взаимосвязей и учет влияния на данный процесс различных факторов является ключом к построению эффективной стратегии выхаживания и сопровождения недоношенных детей и их семей. В статье рассмотрены данные исследований за последние 20 лет о социально-эмоциональном и поведенческом функционировании недоношенных детей в разные возрастные периоды, взаимосвязи биологических, экологических и социально-экономических факторов в формировании психопатологии в данной выборке, влиянии трудностей эмоционального и поведенческого характера на дальнейшее обучение в школе, социальной компетентности и общем качестве жизни преждевременно рожденных детей. Осуществлен обзор существующих моделей и путей социально-эмоционального развития недоношенных детей и детей, рожденных с экстремально низкой массой тела. Проанализированы исследования о мерах повышения уровня социально- эмоционального развития недоношенных детей, предусмотренных в программах раннего вмешательства в разных странах Запада.

Отмечено, что дошкольники, рожденные раньше срока, чаще проявляют трудности в эмоциональном регулировании и контроле своих реакций. Это может быть предшественником дезадаптации, эмоциональных и поведенческих проблем в будущем. Для дошкольников, рожденных раньше срока, характерен ряд малозаметных трудностей в социальной сфере, которые могут неблагоприятно повлиять на их способность устанавливать и поддерживать позитивные отношения с другими людьми. Таким образом, информация о неонатальном риске, исполнительных функциях и поведении в дошкольном учреждении может быть полезна для выявления детей, нуждающихся в более интенсивном образовательном вмешательстве в будущем.

Библиографические ссылки

Jones, K. M., Champion, P. R., Woodward, L. J. (2013) Social competence of preschool children born very preterm. Early Human Development, vol. 89, no. 10, pp. 795–802. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2013.06.008 (In English)

Montagna, A., Nosarti, C. (2016) Socio-emotional development following very preterm birth: Pathways to psychopathology. Frontiers in Psychology, vol. 7, article 80. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00080 (In English)

National Institute of Child Health and Human Development, Early Child Care Research Network. (2002) The relation of global first-grade classroom environment to structural classroom features and teacher and student behaviors. The Elementary School Journal, vol. 102, no. 5, pp. 367–387. https://doi.org/10.1086/499709 (In English)

Perricone, G., Morales, M. R. (2011) The temperament of preterm infant in preschool age. Italian Journal of Pediatrics, vol. 37, article 4. (In English)

Polić, B., Bubic, A., Mestrovic, J. et al. (2017) Emotional and behavioral outcomes and quality of life in school-age children born as late preterm: retrospective cohort study. Croatian Medical Journal, vol. 58, no. 5, pp. 332–341. https://doi.org/10.3325/cmj.2017.58.332 (In English)

Williamson, K. E., Jakobson, L. S. (2014) Social perception in children born at very low birthweight and its relationship with social/behavioral outcomes. The Journal of Child Psychology and Psychiatry, vol. 55, no. 9, pp. 990–998. https://doi.org/10.1111/jcpp.12210 (In English)

Wong, T., Taylor, H. G., Klein, N. et al. (2014) Kindergarten classroom functioning of extremely preterm/extremely low birth weight children. Early Human Development, vol. 90, no. 12, pp. 907–914. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2014.09.011 (In English)

Загрузки

Опубликован

16.04.2022

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)