Дополнительное образование в повседневной мобильности дошкольников

Авторы

  • Наталья Леонидовна Антонова Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-2063-4970
  • Кристина Романовна Путимцева Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0001-7205-2211

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-290-296

Ключевые слова:

дополнительное образование, дети, дошкольники, повседневная мобильность, перемещения

Аннотация

В статье проведен анализ доступности дополнительного образования для семей, имеющих детей дошкольного возраста в контексте повседневной мобильности. Опираясь на материалы социологического исследования, проведенного в 2021 г. в городе Екатеринбурге, объектом которого выступила родительская общность (n = 163; 85% — женщины, 15% — мужчины), а также результаты полуформализованных интервью (n = 9), в статье утверждается, что физическая активность и опыт общения выступают лидирующими в процессе развития дошкольника. Для реализации потребностей родители обращаются к дополнительным образовательным услугам. Ограничения в передвижении детей- дошкольников становятся барьером в становлении и воспроизводстве образовательных маршрутов в городском пространстве. Дошкольные образовательные организации «берут на себя» функции дополнительного образования детей, формируя для ряда семей единственный маршрут передвижения «дом — детский сад» с незначительными изменениями в пешеходном сценарии. Выбор специализированных учреждений дополнительного образования ограничен локальным районом проживания. Барьерами доступа к системе дополнительного образования становятся ограничения в бюджете, времени семьи, поскольку транспортная инфраструктура не может удовлетворить потребности в быстром регулярном возвратном перемещении родителей с детьми. Отсутствие личного автотранспорта, а также проживание в отдаленных от центра города районах и отсутствие прародителей формируют неравенство в доступе к дополнительным образовательным услугам и развитию маршрутов повседневной мобильности маленьких горожан; мобильность сосредоточена в жилом микрорайоне, где проживает семья. Образовательные потребности родителей дошкольников и самих детей должны быть учтены градостроителями при планировании/проектировании новых жилых микрорайонов.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Антонова, Н. Л., Абрамова, С. Б., Полякова, В. В. (2020) Право на город: повседневные практики молодежи и партисипация в производстве городского пространства. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 3 (157), с. 443–462. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1597

Лычко, С. К., Мосиенко, Н. Л. (2016) Общественный транспорт в практиках мобильности: повседневные маршруты горожан. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 5 (135), с. 256–273. https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.5.14

Любимов, Я. Е. (2017) Экологическая направленность системы городского транспорта на примере региона Хельсинки — Уусимаа: сопоставление с Санкт-Петербургом. Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета, № 47, с. 145–156.

Трубайчук, Л. В. (2015) Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 6, с. 85–91.

Фень, Е. Г. (2011) Город в движении: к вопросу о повседневности мобильности. Антропологический форум, № 15, с. 145–156.

Филипова, А. Г., Ракитина, Н. Э. (2016) Дети и город: проблема воспроизводства социального неравенства. Социология города, № 2, с. 58–71.

Эльконин, Д. Б. (1971) К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, № 4, с. 6–20.

Fagerholm, N., Broberg, A. (2011) Mapping and characterizing children’s daily mobility in urban residential areas in Turku, Finland. Fennia, vol. 189, no. 2, pp. 31–46.

Jensen, O. B. (2009) Flows of meaning, cultures of movements — Urban mobility as meaningful everyday life practice. Mobilities, vol. 4, no. 1, pp. 139–158. https://doi.org/10.1080/17450100802658002

Kaufmann, V. (2011) Rethinking the city: Urban dynamics and motility. Lausanne: EPFL Press, 157 p.

Kellerman, А. (2012) Daily spatial mobilities: Physical and virtual. Farnham: Ashgate Publ., 238 p.

REFERENCES

Antonova, N. L., Abramova, S. B., Polyakova, V. V. (2020) Pravo na gorod: povsednevnye praktiki molodezhi i partisipaciya v proizvodstve gorodskogo prostranstva [The right to the city: Daily practices of youth and participation in the production of urban space]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, no. 3 (157), pp. 443–462. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1597 (In Russian)

El’konin, D. B. (1971) K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste [On the problem of periodization of mental development in childhood]. Voprosy Psychologii, no. 4, pp. 6–20. (In Russian)

Fagerholm, N., Broberg, A. (2011) Mapping and characterizing children’s daily mobility in urban residential areas in Turku, Finland. Fennia, vol. 189, no. 2, pp. 31–46. (In English)

Fen, E. G. (2011) Gorod v dvizhenii: k voprosu o povsednevnosti mobil’nosti [City on the move: Considering everyday mobility]. Antropologicheskij forum — Forum for Anthropology and Culture, no. 15, pp. 145–156. (In Russian)

Filipova, A. G., Rakitina, N. E. (2016) Deti i gorod: problema vosproizvodstva sotsial’nogo neravenstva [Children and city: Problem of reproduction of social inequality]. Sotsiologiya goroda, no. 2, pp. 58–71. (In Russian)

Jensen, O. B. (2009) Flows of meaning, cultures of movements — Urban mobility as meaningful everyday life practice. Mobilities, vol. 4, no. 1, pp. 139–158. https://doi.org/10.1080/17450100802658002 (In English)

Kaufmann, V. (2011) Rethinking the city: Urban dynamics and motility. Lausanne: EPFL Press, 157 p. (In English)

Kellerman, А. (2012) Daily spatial mobilities: Physical and virtual. Farnham: Ashgate Publ., 238 p. (In English)

Lychko, S. K., Mosienko, N. L. (2016) Obshchestvennyj transport v praktikah mobil’nosti: povsednevnye marshruty gorozhan [Public transport in mobility practices: Daily routes of citizens]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, no. 5 (135), pp. 256–273. https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.5.14 (In Russian)

Lyubimov, Ya. E. (2017) Ekologicheskaya napravlennost’ sistemy gorodskogo transporta na primere regiona Khel’sinki — Uusimaa: sopostavlenie s Sankt-Peterburgom [Environmental orientation of the Helsinki / Uusimaa region transport system: Comparison to Sant Petersburg]. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo gidrometeorologicheskogo universiteta — Proceedings of the Russian State Hydrometeorological University, no. 47, pp. 145–156. (In Russian)

Trubajchuk, L. V. (2015) Sotsial’no-kommunikativnoe razvitie detej doshkol’nogo vozrasta [Socio-communicative development of preshoolers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 6, pp. 85–91. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.02.2022

Выпуск

Раздел

Статьи