Дистанционное обучение: преимущества и недостатки с точки зрения студентов университета

Авторы

  • Джавганат Ражидиновна Гаджибабаева Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого https://orcid.org/0000-0002-0796-1934

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-244-250

Ключевые слова:

дистанционное обучение, образование, преимущества, недостатки, пандемия

Аннотация

В марте 2020 г. в образовательной системе России произошли большие изменения. В связи с объявлением всеобщей пандемии, связанной с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, обучающиеся и преподаватели были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения. Студенты по-разному отнеслись к данному переходу. В данной статье рассматриваются выделенные студентами основные преимущества и недостатки внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс.

В процессе исследования использовался метод анкетирования и анализ полученных ответов студентов. В исследовании приняли участие студенты 2–3 курса гуманитарных направлений (N = 120). Изложенные студентами ответы позволили сформулировать наиболее существенные недостатки и преимущества дистанционной формы обучения.

Прежде всего, по мнению большинства студентов, дистанционная форма обучения не является совершенной и имеет ряд недостатков. При обучении дистанционно необходимо соблюдать правила, которые обезопасят как физическое, так и психическое здоровье всех участников образовательного процесса; затруднительно обучение по специальностям, требующим практической подготовки; отсутствие технических возможностей затрудняет обучение.

Выделенные преимущества: способствует стремительному повышению уровня цифровой компетентности, культуры и грамотности у студентов; развивает у обучающихся самостоятельность, самоконтроль, ответственность и открывает широкие возможности для саморазвития; позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от места проживания, физических возможностей, занятости, способностей и имеющихся навыков; снимает территориальные и временные ограничения образовательного пространства; обеспечивается систематическое удаленное обучение; наличие возможности осваивать учебный материал в индивидуальном темпе.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ахренов, В. Н., Ахренова, Н. А., Белоус, Е. Ю. (2020) Дистанционное обучение-2020 и проблемы киберсоциализации участников образовательного процесса. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, № 3, с. 6–14. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2020-3-6-14

Грязнов, С. А. (2020) Дистанционное обучение — альтернативная форма непрерывного образования: проблемы и условия реализации. Вестник Самарского юридического института, № 4 (40), с. 87–92. https://doi.org/10.37523/SUI.2020.40.4.014

Маслакова, Е. С. (2015) История развития дистанционного обучения в России. В кн.: Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб.: Свое издательство, с. 29−32.

Николаева, Е. И., Дунаевская, Э. Б., Калабина, И. А. (2020) Факторы, влияющие на успешность поддержки родителями детей при дистанционном обучении. Комплексные исследования детства, т. 2, № 4, с. 235–245. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-235-245

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=18515 (дата обращения 10.05.2021).

Савич, И. И. (2020) Дистанционное обучение в условиях самоизоляции. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, № 3, с. 144–159.

REFERENCES

Akhrenov, V. N., Akhrenova, N. A., Belous, E. Yu. (2020) Distantsionnoe obucheniye-2020 i problemy kibersotsializatsii uchastnikov obrazovatel’nogo protsessa [Distance learning-2020 and the problems of cyber-socialization of the educational process participants]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika — Bulletin of the MSRU. Series: Pedagogics, no. 3, pp. 6–14. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2020-3-6-14 (In Russian)

Gryaznov, S. A. (2020) Distantsionnoye obucheniye — al’ternativnaya forma nepreryvnogo obrazovaniya: problemy i usloviya realizatsii [Distance learning as an alternative form of continuing education: Problems and terms of realisation]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta — Bulletin of the Samara Law Institute, no. 4 (40), pp. 87–92. https://doi.org/10.37523/SUI.2020.40.4.014 (In Russian)

Maslakova, E. S. (2015) Istoriya razvitiya distantsionnogo obucheniya v Rossii [History of the development of distance learning in Russia]. In: Teorija i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VIII mezhd. nauch. konf. [Theory and practice of education in the modern world: Proceedings of the VIII International scientific conference (Saint Petersburg, December 2015). Saint Petersburg: Svoe izdatel’stvo Publ., pp. 29−32. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Dunaevskaya, E. B., Kalabina, I. A. (2020) Faktory, vliyayushchiye na uspeshnost’ podderzhki roditelyami detej pri distantsionnom obuchenii [Factors that impact how effective parents are in supporting their children in distance learning]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 4, pp. 235–245. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-235-245 (In Russian)

Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoj Federatsii ot 14 marta 2020 g. № 397 “Ob organizatsii obrazovatel’noj deyatel’nosti v organizatsiyakh, realizuyushchikh obrazovatel’nye programmy vysshego obrazovaniya i sootvetstvuyushchiye dopolnitel’nye professional’nye programmy, v usloviyakh preduprezhdeniya rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infektsii na territorii Rossiyskoj Federatsii” [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of 14 March 2020 No. 397 “On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and the corresponding additional professional programs, in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection in the Russian Federation”. [Online]. Available at: https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=18515 (accessed 10.05.2021). (In Russian)

Savich, I. I. (2020) Distantsionnoe obucheniye v usloviyakh samoizolyatsii [Distance learning in the conditions of self-isolation]. Vestnik po pedagogike Yuzhnoj Sibiri, no. 3, pp. 144–159. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.10.2021

Выпуск

Раздел

Статьи