Потенциал театра для социальной интеграции и дестигматизации людей с расстройством интеллектуального развития: пример театральной труппы En Dynamei

Авторы

  • Анна Методиевна Калинчева Софийский университет им. св. Климента Охридского

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-132-142

Ключевые слова:

смешанная театральная группа, инклюзивный театр, умственная отсталость, инвалидность, синергия, стигма, социальная интеграция, мобилизованное сообщество

Аннотация

Данное эмпирическое исследование вдохновлено многолетним участием автора в смешанной театральной группе En Dynamei, в которую входят актеры с расстройством интеллектуального развития и актеры, интеллектуальное развитие которых не имеет отклонений от нормы. В исследовании анализируется потенциал театральной синергии в процессе социальной интеграции и дестигматизации молодых людей с умственной отсталостью. Изучаются возможности равноправного партнерства между актерами с разными способностями, что позволяет понять, является ли смешанная творческая группа моделью для социальной интеграции людей с умственной отсталостью и в какой степени театральные представления со «странными» темами и «особыми» актерами приводят к изменениям в установках и стереотипах зрителей, что становится предпосылкой дестигматизации и социальной интеграции людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Работа основана на методе исследования случая — case study. Данные были собраны в том числе методом инклюзивного наблюдения за 4 года и 8 месяцев во время репетиций, театральных представлений, участия в фестивалях в Греции и других странах, ежедневных дискуссий и взаимодействия с участниками, глубинных интервью с художественным руководителем и режиссером, полуструктурированных интервью с родителями участников с ограниченными умственными возможностями, интервью со всеми 26 актерами группы и зрителями, а также в процессе анализа аудиовизуальных материалов из выступлений театральной группы и интервью для СМИ.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что равноправное партнерство между актерами с разными способностями к театральной деятельности является эффективным методом социальной интеграции и эмансипации участников с ограниченными ментальными возможностями, и подтверждают, что такая творческая синергия оказывает значительное влияние на социальные навыки людей с особенностями ментального развития. Это исследование также подчеркивает, что творческий и инклюзивный потенциал театра помогает преодолению стигмы и способствует социальной интеграции людей с расстройством интеллектуального развития.

Библиографические ссылки

Americans with Disabilities Act of 1990. [Online]. Available at: https://www.eeoc.gov/eeoc/history/35th/thelaw/ ada.html (accessed 23.05.2019). (In English)

Ashwell, M., Gouge, K. (eds.). (2003) Drama in schools. 2nd ed. [Online]. Available at: https://webarchive. nationalarchives.gov.uk/20160204124059/http://www.artscouncil.org.uk/advice-and-guidance/browse-advice-and-guidance/drama-in-schools-second-edition (accessed 23.05.2019).

Barnes, C. (2003) Effecting change: Disability, culture and art. Paper presented at the Finding the spotlight conference, Liverpool Institute for the Performing Arts (28th–31st May 2003). [Online]. Available at: https://pdfs.semanticscholar. org/3083/66015761b54b390ea7fc7b714318373ef596.pdf (accessed 27.05.2019). (In English)

European Disability Strategy 2010–2020: A Renewed Commitment to a Barrier-Free Europe. (2010) [Online]. Available at: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM%3A2010%3A0636%3AFIN%3 Aen%3APDF (accessed 25.11.2019). (In English)

Freeman, G. D., Sullivan, K., Fulton, C. R. (2003) Effects of creative drama on self-concept, social skills, and problem behavior. The Journal of Educational Research, vol. 96, no. 3, pp. 131–138. DOI: 10.1080/00220670309598801 (In English).

Goffman, E. (1963) Stigma: Notes on the management of spoiled identity. London: Penguin Books, 180 p. (In English)

Jindal-Snape, D., Vettraino, E. (2007) Drama techniques for the enhancement of social-emotional development in people with special needs: Review of research. International Journal of Special Education, vol. 22, no. 1, pp. 107–117. (In English)

Karadzhova, K., Shchereva, D. (2009) Alternativni sredstva za vazdejstvie pri detsa s umstvena izostanalost [Alternative means for impact to children with intellectual disabilities]. Sofia: Sv. Kliment Ohridski Publ., 164 p. (In Bulgarian)

Kempe, A., Tissot, C. (2012) The use of drama to teach social skills in a special school setting for students with autism. Support for Learning, vol. 27, no. 3, pp. 97–102. DOI: 10.1111/j.1467-9604.2012.01526.x (In English)

Kuppers, P. (2011) Disability culture and community performance: Find a strange and twisted shape. London: Palgrave Macmillan, 282 p. DOI: 10.1057/9780230316584 (In English)

Lenakakis, A., Koltsida, M. (2017) Disabled and non-disabled actors working in partnership for a theatrical performance: A research on theatrical partnerships as enablers of social and behavioural skills for persons with disabilities. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, vol. 22, no. 2, pp. 251–269. DOI: 10.1080/13569783.2017.1286975 (In English)

Oliver, M. (1990) The politics of disablement. London: Palgrave Macmillan, 168 p. DOI: 10.1007/978-1-349-20895-1 (In English)

Peter, M. (2000a) Drama: Communicating with people with learning disabilities. Nursing and Residential Care, vol. 2, no. 2, pp. 78–82. (In English)

Peter, M. (2000b) Developing drama with children with autism. Good Autism Practice, vol. 1, no. 1, pp. 9–20. (In English)

Peter, M. (2003) Drama, narrative and early learning. British Journal of Special Education, vol. 30, no. 1, pp. 21–27. DOI: 10.1111/1467-8527.00277 (In English)

Schnapp, L., Olsen, C. (2003) Teaching self-advocating strategies through drama. Intervention in School and Clinic, vol. 38, no. 4, pp. 211–219. DOI: 10.1177/105345120303800403 (In English)

Schonmann, S. (ed.). (2011) Key concepts in theatre/drama education. Rotterdam; Boston; Taipei: Sense Publishers, 378 p. DOI: 10.1007/978-94-6091-332-7 (In English)

Slade, P. (1998) The importance of dramatic play in education and therapy. Child Psychology and Psychiatry Review, vol. 3, no. 3, pp. 110–112. DOI: 10.1017/S1360641798001592 (In English)

World report on disability. (2011) World Health Organization. [Online]. Available at: https://www.who.int/disabilities/ world_report/2011/en/ (accessed 28.05.2019). (In English)

Загрузки

Опубликован

21.10.2019

Выпуск

Раздел

Статьи