Символ детства и конструирование образа «врага номер один» в советском и американском кинематографе холодной войны

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-1-69-81

Ключевые слова:

символ детства, образ врага, холодная война, кинематограф СССР, кинематограф США

Аннотация

В статье на материале советских и американских кинофильмов периода холодной войны анализируется роль символа детства как ресурса создания образа врага. Актуальность проблемы определяется необходимостью исследования, во-первых, причин и форм политизации символа детства, во-вторых, способов конструирования образа врага и механизмов его деконструкции, в-третьих, кинообразов врага периода холодной войны, которые и сегодня являются фактором российско-американских отношений.

Способность символа детства вызывать сильнейшую эмоциональную реакцию обусловливает постоянный интерес к нему со стороны акторов символической политики. Символ детства — значимый компонент советско-американской конфронтации, который нашел выражение и в кинематографе СССР и США. Автор показывает, что символ ребенка являлся одним из ресурсов создания кинообраза «врага номер один», помогая реализовать его функции: укрепления позитивной коллективной идентичности, мобилизации, легитимации насилия, легитимации власти, предсказания победы.

В отличие от репрезентаций взрослых, даже негативные детские персонажи были представлены в обеих кинематографиях, скорее, как жертвы противоестественной и несправедливой социальной системы «врага номер один». В целом в советских и американских фильмах предписываются одни и те же роли для «своих» детских персонажей, и одни и те же нормы отношения взрослых к детям: как к «своим», так и к «чужим». На материале кинообразов детства можно убедиться, что несмотря на то, что обе сверхдержавы представляли друг друга в качестве антиподов, базовые ценности СССР и США были гораздо ближе друг к другу, чем кажется.

Наконец, отношение к детям включалось в попытки своеобразной «регуманизации врага», возвращения противоположной стороне человеческого облика в период разрядки.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Акваланги на дне. (1965) Режиссер Евгений Шерстобитов. [Фильм]. СССР: Киностудия им. А. Довженко.

Деловые люди. (1962) Режиссер Леонид Гайдай. [Фильм]. СССР: Мосфильм.

Последний дюйм. (1959) Режиссеры Никита Курихин, Теодор Вульфович. [Фильм]. СССР: Ленфильм.

ЛИТЕРАТУРА

Акопов, С. В., Прошина, Е. М. (2011) «Неоконченное приключение» образа врага: от теории секьюритизации до концепции «далеких местных». Власть, № 1, с. 89–92.

Белов, С. И., Жидченко, А. В. (2020) Образ фантомной угрозы для детей со стороны США в советском историческом кинематографе периода холодной войны. Журнал политических исследований, т. 4, № 1, с. 25–37. https://doi.org/10.12737/2587-6295-2020-25-37

Вепрева, И. Т., Уонг Минь Туан. (2020) Стратегия позитивной медиатизации войны во Вьетнаме (по материалам «Правды» и «Комсомольской правды» 1965 г.). Коммуникативные исследования, т. 7, № 2, с. 351–364.

Гудков, Л. Д. (2005) Идеологема врага. «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции. В кн.: Н. Конрадова (ред.). Образ врага. М.: ОГИ, с. 7–79.

Калатозов, М. (1952) Правда советского киноискусства в борьбе за мир. Искусство кино, № 1, с. 98–102.

Кубышкин, А. И. (2019) Сакральные жертвы Холодной войны: дети как субъект / объект идеологической конфронтации и политической пропаганды. В кн.: Т. Б. Рябова, О. В. Рябов (ред.). Символ детства в политике: от холодной войны к современности. Тезисы научной конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 21–23.

Окладникова, Е. А. (2020) Образ детства в политической рекламе в советской и современной России. Комплексные исследования детства, т. 2, № 1, с. 46–50. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-1-46-50

Рябов, О. В. (2012) «Мистер Джон Ланкастер Пек»: американская маскулинность в советском кинематографе Холодной войны (1946–1963). Женщина в российском обществе, № 4 (65), с. 44–57.

Рябов, О. В. (2019a) Женщины нацистской Германии в зеркале советской карикатуры (на материале журнала «Крокодил»). Уральский исторический вестник, № 3 (64), с. 84–92. https://www.doi.org/10.30759/1728- 9718-2019-3(64)-84-92

Рябов, О. В. (2019b) Символ детства как ресурс создания образа врага (на материале кинематографа Холодной войны). В кн.: Т. Б. Рябова, О. В. Рябов (ред.). Символ детства в политике: от холодной войны к современности. Тезисы научной конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 30–33.

Рябова, Т. Б., Рябов, О. В. (2019) Образы детства и детей в символической политике. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, т. 15, № 3, с. 417–434. https://www.doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.307

Смирнов, Д. Г. (2019) Детская метафора в кинематографе холодной войны: когнитивно-семиотический дискурс. Комплексные исследования детства, т. 1, № 4, с. 301–311. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-301-311

Федоров, А. В. (2017) Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 389 c.

Чуковский, К. И. (1949) Растление американских детей. Литературная газета, № 83, с. 4.

Шерстобитов, Е. Ф. (1965) Акваланги на дне: Приключенческая повесть. М.: Молодая гвардия, 191 с.

Эриксон, Э. (1996) Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 344 c.

Юдин, К. А. (2020) Контроль над детством по-американски: семейный кинематограф США в период «холодной войны». Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, № 2, с. 68–80.

Aho, J. A. (1994) This thing of darkness: A sociology of the enemy. Seattle: University of Washington Press, 224 p.

Barth, F. (1969) Introduction. In: F. Barth (ed.). Ethnic groups and boundaries: The social organisation of culture difference. Bergen: Universitets Forlaget Publ., pp. 9–38.

Goldstein, J. S. (2001) War and gender: How gender shapes the war system and vice versa. Cambridge: Cambridge University Press, 496 р.

Harle, V. (2000) The Enemy with a thousand faces: The tradition of the other in western political thought and history. Westport: Praeger Publ., 218 p.

Haslam, N. (2006) Dehumanization: An integrative review. Personality and Social Psychology Review, vol. 10, no. 3, pp. 252–264. https://www.doi.org/10.1207/s15327957pspr1003_4

Hendershot, C. (2001) I was a Cold War monster: Horror films, eroticism, and the Cold War imagination. Bowling Green: Bowling Green State University Popular Press, 162 p.

Holt, M. I. (2014) Cold War kids: Politics and childhood in postwar America, 1945–1960. Lawrence: University Press of Kansas, 214 p.

Keen, S. (1986) Faces of the enemy: Reflections of the hostile imagination. San Francisco: Harper & Row Publ., 199 p.

Kelly, C. (2007) Children’s world: Growing up in Russia, 1890–1991. New Haven; London: Yale University Press, 714 p.

Ketchum, R. M., Kirk, G., Traurig, R. (1955) What is Communism? New York: E. P. Dutton Publ., 192 p.

Kevill-Davies, H. (2018) Children crusading against Communism: Mobilizing boys as citizen soldiers in the early Cold War state. Rhetoric and Public Affairs, vol. 21, no. 2, pp. 235–278. https://doi.org/10.14321/rhetpublaffa.21.2.0235

May, E. T. (1988) Homeward bound: American families in the Cold War Era. New York: Basic Books Publ., 284 p.

Oppenheimer, L. (2006) The development of enemy images: A theoretical contribution. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology, vol. 12, no. 3, pp. 269–292. https://doi.org/10.1207/s15327949pac1203_4

Peacock, M. (2014) Innocent weapons: The Soviet and American politics of childhood in the Cold War. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 286 p.

Rieber, R. W., Kelly, R. J. (1991) Substance and shadow: Images of the enemy. In: R. W. Rieber (ed.). Psychology of war and peace: The image of the enemy. Boston: Springer Publ., pp. 3–39. https://doi.org/10.1007/978-1-4899-0747-9_1

Sharp, J. P. (2000) Condensing the Cold War. Reader’s digest and American identity. Minneapolis: University of Minnesota Press, 207 p.

Shaw, T. (2007) Hollywood’s Cold War. Edinburgh: Edinburgh University Press, 336 p.

Shaw, T., Youngblood, D. J. (2010) Cinematic Cold War: The American and Soviet struggle for hearts and minds. Lawrence: University Press of Kansas, 301 p.

Starck, K. (2016) Of treason, God and testicles: Political masculinities in British and American films of the early Cold War. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ., 231 p.

SOURCES

Akvalangi na dne [Scubas on the seabed]. (1965) Directed by Evgeniy Sherstobitov. [Film]. USSR: Dovzhenko Film Studios.

Delovye lyudi [Businessmen]. (1962) Directed by Leonid Gaidai. [Film]. USSR: Mosfil’m.

Poslednij dyujm [Last inch]. (1959) Directed by Nikita Kurikhin and Theodor Vulfovich. [Film]. USSR: Lenfil’m.

REFERENCES

Aho, J. A. (1994) This thing of darkness: A sociology of the enemy. Seattle: University of Washington Press, 224 p. (In English)

Akopov, S. V., Proshina, E. V. (2011) “Neokonchennoe prikliuchenie” obraza vraga: ot teorii sek’yuritizatsii do kontseptsii “dalekikh mestnykh” [The unfinished adventure of the image of the enemy: From the theory of securitization to the concept of “far-away locals”]. Vlast’ — The Authority, no. 1, pp. 89–92. (In Russian)

Barth, F. (1969) Introduction. In: F. Barth (ed.). Ethnic groups and boundaries: The social organisation of culture difference. Bergen: Universitets Forlaget Publ., pp. 9–38. (In English)

Belov, S. I., Zhidchenko, S. I. (2020) Obraz fantomnoj ugrozy dlya detei so storony SShA v sovetskom istoricheskom kinematografe perioda kholodnoi vojny [The image of the phantom threat to children by the United States in Soviet historical cinema of the Cold War period]. Zhurnal politicheskikh issledovanij — Journal of Political Research, vol. 4, no. 1, pp. 25–37. https://doi.org/10.12737/2587-6295-2020-25-37 (In Russian)

Chukovsky, K. I. (1949) Rastlenie amerikanskikh detej [Destroying American children]. Literaturnaya gazeta, no. 83, p. 4. (In Russian)

Erikson, E. (1996) Identity: Youth and crisis. Moscow: Progress Publ., 344 p. (In Russian)

Fedorov, A. V. (2017) Otrazheniya: Zapad o Rossii / Rossiya o Zapade. Kinoobrazy stran i liudej [Reflections: The West about Russia / Russia about the West. Film images of people and countries]. Moscow: ICO Information for All, 389 p. (In Russian)

Goldstein, J. S. (2001) War and gender: How gender shapes the war system and vice versa. Cambridge: Cambridge University Press, 496 р. (In English)

Gudkov, L. D. (2005) Ideologema vraga. “Vragi” kak massovyj sindrom i mekhanizm sotsiokultur’noj integratsii [Ideologeme of the “enemy”: “Enemies” as a mass syndrome and a mechanism of sociocultural integration]. In: N. Konradova (ed.). Obraz vraga [Enemy image]. Moscow: OGI Publ., pp. 7–79. (In Russian)

Harle, V. (2000) The Enemy with a thousand faces: The tradition of the other in western political thought and history. Westport: Praeger Publ., 218 p. (In English)

Haslam, N. (2006) Dehumanization: An integrative review. Personality and Social Psychology Review, vol. 10, no. 3, pp. 252–264. https://www.doi.org/10.1207/s15327957pspr1003_4 (In English)

Hendershot, C. (2001) I was a Cold War monster: Horror films, eroticism, and the Cold War imagination. Bowling Green: Bowling Green State University Popular Press, 162 p. (In English)

Holt, M. I. (2014) Cold War kids: Politics and childhood in postwar America, 1945–1960. Lawrence: University Press of Kansas, 214 p. (In English)

Kalatozov, M. (1952) Pravda sovetskogo kinoiskusstva v bor’be za mir [Truth of Soviet cinema in the struggle for peace]. Iskusstvo kino, no. 1, pp. 98–102. (In Russian)

Keen, S. (1986) Faces of the enemy: Reflections of the hostile imagination. San Francisco: Harper & Row Publ., 199 p. (In English)

Kelly, C. (2007) Children’s world: Growing up in Russia, 1890–1991. New Haven; London: Yale University Press, 714 p. (In English)

Ketchum, R. M., Kirk, G., Traurig, R. (1955) What is Communism? New York: E. P. Dutton Publ., 192 p. (In English)

Kevill-Davies, H. (2018) Children crusading against Communism: Mobilizing boys as citizen soldiers in the early Cold War state. Rhetoric and Public Affairs, vol. 21, no. 2, pp. 235–278. https://doi.org/10.14321/rhetpublaffa.21.2.0235 (In English)

Kubyshkin, A. I. (2019) Sakral’nye zhertvy Kholodnoj vojny: deti kak sub’ekt / ob’ekt ideologicheskoj konfrontatsii i politicheskoj propagandy [The Cold war sacral victims: The children as the subject / object of the confrontation in ideology and in political propaganda]. In: T. B. Ryabova, O. V. Ryabov (eds.). Simvol detstva v politike: ot kholodnoy vojny k sovremennosti. Tezisy nauchnoy konferentsii [Childhood symbol in politics: From the Cold War to the present. Scientific conference abstracts]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 21–23. (In Russian)

May, E. T. (1988) Homeward bound: American families in the Cold War Era. New York: Basic Books Publ., 284 p. (In English)

Okladnikova, E. A. (2020) Obraz detstva v politicheskoj reklame v sovetskoj i sovremennoj Rossii [The image of childhood in political advertising in Soviet and modern Russia]. Kompleksnye issledovanya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 1, pp. 46–50. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-1-46-50 (In Russian)

Oppenheimer, L. (2006) The development of enemy images: A theoretical contribution. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology, vol. 12, no. 3, pp. 269–292. https://doi.org/10.1207/s15327949pac1203_4 (In English)

Peacock, M. (2014) Innocent weapons: The Soviet and American politics of childhood in the Cold War. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 286 p. (In English)

Riabov, O. V. (2012) “Mister Dzhon Lankaster Pek”: amerikanskaya maskulinnost’ v sovetskom kinematografe Kholodnoj vojny (1946–1963) [“Mr. John Lancaster Peck”: American masculinity in Soviet Cold War cinema (1946–1963)]. Zhenshchina v rossijskom obshchestve — Woman in Russian Society, no. 4 (65), pp. 44–57. (In Russian)

Riabov, O. V. (2019a) Zhenshchiny natsistskoj Germanii v zerkale sovetskoj karikatury (na materiale zhurnala “Krokodil”) [Women of Nazi Germany in the mirror of the Soviet caricatures (on the materials of the “Crocodile” magazine)]. Ural’skij istoricheskij vestnik — Ural Historical Journal, no. 3 (64), pp. 84–92. https://www.doi. org/10.30759/1728-9718-2019-3(64)-84-92 (In Russian)

Riabov, O. V. (2019b) Simvol detstva kak resurs sozdaniya obraza vraga (na materiale kinematografa Kholodnoj vojny) [The symbol of childhood as a resource of constructing the image of the enemy (on the materials of the Cold War cinema)]. In: T. B. Ryabova, O. V. Ryabov (eds.). Simvol detstva v politike: ot kholodnoj vojny k sovremennosti. Tezisy nauchnoj konferentsii [Childhood symbol in politics: From the Cold War to the present. Scientific conference abstracts]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 30–33. (In Russian)

Riabova, T. B., Riabov, O. V. (2019) Obrazy detstva i detej v simvolicheskoj politike [The images of childhood and children in the symbolic politics]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS — Political Expertise: POLITEKS, vol. 15, no. 3, pp. 417–434. https://www.doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.307 (In Russian)

Rieber, R. W., Kelly, R. J. (1991) Substance and shadow: Images of the enemy. In: R. W. Rieber (ed.). Psychology of war and peace: The image of the enemy. Boston: Springer Publ., pp. 3–39. https://doi.org/10.1007/978-1-4899-0747-9_1 (In English)

Sharp, J. P. (2000) Condensing the Cold War. Reader’s digest and American identity. Minneapolis: University of Minnesota Press, 207 p. (In English)

Shaw, T. (2007) Hollywood’s Cold War. Edinburgh: Edinburgh University Press, 336 p. (In English)

Shaw, T., Youngblood, D. J. (2010) Cinematic Cold War: The American and Soviet struggle for hearts and minds. Lawrence: University Press of Kansas, 301 p. (In English)

Sherstobitov, E. F. (1965) Akvalangi na dne: Priklyuchencheskaya povest’ [Scubas on the seabed: An adventure story]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 191 p. (In Russian)

Smirnov, D. G. (2019) Detskaya metafora v kinematografe kholodnoj vojny: kognitivno-semioticheskij diskurs [Childhood metaphors in Cold War cinematography: Cognitive-semiotic discourse]. Kompleksnye issledovanya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 4, pp. 301–311. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223- 2019-1-4-301-311 (In Russian)

Starck, K. (2016) Of treason, God and testicles: Political masculinities in British and American films of the early Cold War. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publ., 231 p. (In English)

Vepreva, I. T., Uong Minh Tuan. (2020) Strategiya pozitivnoij mediatizatsii vojny vo V’etname (po materialam “Pravdy” i “Komsomol’skoj pravdy” 1965 g.) [Strategy of positive mediatization of war in Vietnam (based on newspapers “Pravda” and “Komsomol’skaya Pravda”, 1965)]. Kommunikativnye issledovaniya — Communication Studies, vol. 7, no. 2, pp. 351–364. (In Russian)

Yudin, K. A. (2020) Kontrol’ nad detstvom po-amerikanski: semejnyj kinematograf SShA v period “kholodnoj vojny” [Control of childhood in the American family cinema during the “Cold War”]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki — Ivanovo State University Bulletin. Series The Humanities, no. 2, pp. 68–80. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2021-04-22

Выпуск

Раздел

Статьи