Образ возраста как инструмент политического маркетинга: анализ российских проправительственных СМИ
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-1-13-22Ключевые слова:
политический маркетинг, проправительственные СМИ, политический символ, символ возраста, легитимация властиАннотация
Статья рассматривает особенности использования символа возраста в качестве маркетингового инструмента в российских проправительственных медиа на примере информационного канала Russia Today, портала «Газета.ru» и онлайн-газеты «Взгляд» за период протестных событий августа 2019 года. Все эти источники характеризуются широким охватом аудитории. Образ возраста как составной элемент символической политики апеллирует прежде всего к эмоциональной составляющей, которая делает его значимым инструментом политического маркетинга. В этом контексте аспект возраста используется как «продающая» характеристика политического «товара», которым могут выступать как отдельные политические акторы или группы, так и целые события и процессы. Включая различные маркеры возраста, можно сформировать как положительный, так и отрицательный имидж, который, в свою очередь, напрямую способствует процессам легитимации и делегитимации действующей власти. Проправительственные СМИ применяют негативные индикаторы образа молодости и детства для формирования отталкивающего образа оппозиционных лидеров протестов. Используя маркетинговый эффект «фрейминга», издания фокусируют внимание читателей на требуемых аспектах, выраженных в категориях возраста, и опускают «ненужные» аспекты — смысловое и идейное содержание митинговой активности. Кроме того, в рамках указанного эффекта медиа представляют читателю определенные формулировки, нужные для формирования определенного восприятия события и необходимости учитывать именно эти формулировки при формировании общественного мнения. Возрастные характеристики помогают создать позитивный образ власти через противопоставление «дряхлым» ровесникам и указание на отличную физическую форму, характерную для «молодости».
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Колесник, А. (2019) СССР уничтожили наивные люди. Взгляд, 18 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/opinions/2019/8/18/992753.html (дата обращения 25.11.2020).
Кравченко, Г. (2019) Политолог: у организаторов противозаконных акций нет поддержки среди москвичей. Взгляд, 30 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/news/2019/7/30/975788.html (дата обращения 25.11.2020).
Мальцев, И. (2019) Ответ на вопрос с той стороны баррикад. Взгляд, 12 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/opinions/2019/8/12/991691.html (дата обращения 25.11.2020).
Мильченко, А. (2019) «Живет над законом»: Зеленский уволит главу МВД Днепропетровска. Газета.ru, 27 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2019/07/27_a_12538825.shtml (дата обращения 25.11.2020).
«Почувствовать себя в игре»: как организуют протесты в Москве. (2019) Russia Today, 16 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/article/659423-protest-orginizatory-prizyvy-agitaciya-besporyadki (дата обращения 25.11.2020).
Рудалев, А. (2019) Вельзевул украинской политики. Russia Today, 30 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/opinion/663606-rudalev-ukraina-perenaznachenie-avakov (дата обращения 25.11.2020).
Сахнин, А. (2019) Новый русский фундаментализм. Газета.ru, 31 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/column/s77173/12510595.shtml (дата обращения 25.11.2020).
Эксперт прокомментировал инструкции по охране Навального от «демшизы». (2019) Russia Today, 31 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/news/654670-navalnyi-fbk-volontery (дата обращения 25.11.2020).
«Яндекс» назвал самые популярные темы 2019 года. (2019) Коммерсант, 18 декабря. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4198211 (дата обращения 25.11.2020).
ЛИТЕРАТУРА
Алейникова, С. М. (2018) Религиозный фактор в современном политическом маркетинге. Минск: б. и., 152 с.
Ачкасова, В. А. (2013) О новой парадигме политического маркетинга. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, т. 9, № 2, с. 220–229.
Давыборец, Е. Н. (2009) Формирование имиджей кандидатов в президенты США Дж. Маккейна и Б. Обамы. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, № 7 (62), с. 245–250.
Клещенко, Л. Л. (2019) Репрезентация образа детства в либеральных СМИ современной России. Комплексные исследования детства, т. 1, № 4, с. 312–319. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-312-319
Рябова, Т. Б., Рябов, О. В. (2019) Образы детства и детей в символической политике. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, т. 15, № 3, с. 417–434. https://www.doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.307
Рябова, Т. Б., Рябов, О. В. (2020) «...Слышу речь не мальчика, но мужа»: о гендерно-возрастных стереотипах в политике. Женщина в российском обществе, № 4, с. 5–13. https://www.doi.org/10.21064/WinRS.2020.4.1
Фролова, Ю. Н. (2017) Роль политического маркетинга в реализации программ политических партий Каталонии и их влияние на имидж региона. В кн.: А. С. Смолярова (ред.). Медиа в современном мире. Молодые исследователи: Материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. СПб.: Изд-во СПБГУ, с. 471–473.
Cwalina, W., Falkowski, A., Newman, B. I. (2011) Political marketing. Theoretical and strategic foundations. Armonk: M. E. Sharpe Publ., 340 p.
Entman, R. M. (2007) Framing bias: Media in the distribution of power. Journal of Communication, vol. 57, no. 1, pp. 163–173. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2006.00336.x
Kahneman, D., Tversky, A. (1984) Choices, values, and frames. American Psychologist, vol. 39, no. 4, pp. 341–350. https://doi.org/10.1037/0003-066X.39.4.341
Riabova, T., Riabov, D. (2020) Infantilising of the Other: Metaphor of childhood in Russia’s media discourse on international relations. Australian Slavonic and East European Studies, vol. 34, pp. 125–149.
SOURCES
Ekspert prokommentiroval instruktsii po okhrane Naval’nogo ot “demshizy” [Expert commented instructions about Navalny security from “demshiza”]. (2019) Russia Today, 30 July. [Online]. Available at: https://russian.rt.com/russia/news/654670-navalnyi-fbk-volontery (accessed 25.11.2020). (In Russian)
Kahneman, D., Tversky, A. (1984) Choices, values, and frames. American Psychologist, vol. 39, no. 4, pp. 341–350. https://doi.org/10.1037/0003-066X.39.4.341 (In English)
Kolesnik, A. (2019) SSSR unichtozhili naivnye lyudi [USSR was destroyed by naive people]. Vzglyad, 18 August. [Online]. Available at: https://vz.ru/opinions/2019/8/18/992753.html (accessed 25.11.2020). (In Russian)
Kravchenko, G. (2019) Politolog: u organizatorov protivozakonnykh aktsij net podderzhki sredi moskvichej [Political expert: The organizers of illegal rallies do not have support among Muscovites]. Vzglyad, 30 July. [Online]. Available at: https://vz.ru/news/2019/7/30/975788.html (accessed 25.11.2020). (In Russian)
Mal’tsev, I. (2019) Otvet na vopros s toj storony barrikad [Reply from the other side of barricade]. Vzglyad, 12 August. [Online]. Available at: https://vz.ru/opinions/2019/8/12/991691.html (accessed 25.11.2020). (In Russian)
Mil’chenko, A. (2019) “Zhivet nad zakonom”: Zelenskij uvolit glavu MVD Dnepropetrovska [“Lives above the law”: Zelenskij fires the head of MIA in Dnepropetrovsk]. Gazeta.ru, 27 July. [Online]. Available at: https://www.gazeta.ru/politics/2019/07/27_a_12538825.shtml (accessed 25.11.2020). (In Russian)
“Pochuvstvovat’ sebya v igre”: kak organizuyut protesty v Moskve [“Feeling yourself in a game”: How the protests in Moscow are organized]. (2019) Russia Today, 16 August. [Online]. Available at: https://russian.rt.com/russia/article/659423-protest-orginizatory-prizyvy-agitaciya-besporyadki (accessed 25.11.2020). (In Russian)
Rudalev, A. (2019) Vel’zevul ukrainskoj politiki [Beelzebub of Ukrainian politics]. Russia Today, 30 August. [Online]. Available at: https://russian.rt.com/opinion/663606-rudalev-ukraina-perenaznachenie-avakov (accessed 25.11.2020). (In Russian)
Sakhnin, A. (2019) Novyj russkij fundamentalizm [New Russian fundamentalism]. Gazeta.ru, 30 July. [Online]. Available at: https://www.gazeta.ru/column/s77173/12510595.shtml (accessed 25.11.2020). (In Russian)
“Yandeks” nazval samye populyarnye temy 2019 goda [“Yandex” named the most popular topics of 2019]. (2019) Kommersant, 18 December. [Online]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4198211 (accessed 25.11.2020). (In Russian)
REFERENCES
Aleinikova, S. M. (2018) Religioznyj faktor v sovremennom politicheskom marketinge [Religious factor in modern political marketing]. Minsk: s. n., 152 p. (In Russian)
Achkasova, V. A. (2013) O novoj paradigme politicheskogo marketinga [On the new paradigm of political marketing]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS — Political Expertise: POLITEKS, vol. 9, no. 2, pp. 220–229. (In Russian)
Cwalina, W., Falkowski, A., Newman, B. I. (2011) Political marketing. Theoretical and strategic foundations. Armonk: M. E. Sharpe Publ., 340 p. (In English)
Davyborets, E. N. (2009) Formirovanie imidzhej kandidatov v prezidenty SShA Dzh. Makkejna i B. Obamy [Image formation of the presidential candidates John McCain and Barack Obama]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya — Scientific Bulletins of the Belgorod State University. Series: History. Political Science, no. 7 (62), pp. 245–250. (In Russian)
Entman, R. M. (2007) Framing bias: Media in the distribution of power. Journal of Communication, vol. 57, no. 1, pp. 163–173. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2006.00336.x (In English)
Frolova, Yu. N. (2017) Rol’ politicheskogo marketinga v realizatsii programm politicheskikh partij Katalonii i ikh vliyanie na imidzh regiona [Role of political marketing in programs of political parties of Catalonia and their influence on the image of region]. In: A. S. Smolyarova (ed.). Media v sovremennom mire. Molodye issledovateli: Materialy 16-j mezhdunarodnoj konferentsii studentov, magistrantov i aspirantov [Media in contemporary world. Young researchers: Proceedings of the 16th International conference of students, undergraduates and postgraduates]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 471–473. (In Russian)
Kahneman, D., Tversky, A. (1984) Choices, values, and frames. American Psychologist, vol. 39, no. 4, pp. 341–350. https://doi.org/10.1037/0003-066X.39.4.341
Kleshchenko, L. L. (2019) Reprezentatsiya obraza detstva v liberal’nykh SMI sovremennoj Rossii [Representations of the image of childhood in the liberal media in modern Russia]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 4, pp. 312–319. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-312-319 (In Russian)
Riabova, T. B., Riabov, O. V. (2019) Obrazy detstva i detej v simvolicheskoj politike [The images of childhood and children in the symbolic politics]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS — Political Expertise: POLITEKS, vol. 15, no. 3, pp. 417–434. https://www.doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.307 (In Russian)
Riabova, T. B., Riabov, O. V. (2020) “...Slyshu rech’ ne mal’chika, no muzha”: o genderno-vozrastnykh stereotipakh v politike [“Not a boy, but a man”: On the gender-age stereotypes in politics]. Zhenshchina v rossijskom obshchestve — Woman in Russian Society, no. 4, pp. 5–13. https://www.doi.org/10.21064/WinRS.2020.4.1 (In Russian)
Riabova, T., Riabov, D. (2020) Infantilising of the Other: Metaphor of childhood in Russia’s media discourse on international relations. Australian Slavonic and East European Studies, vol. 34, pp. 125–149. (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Юлия Николаевна Фролова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.