Образ возраста как инструмент политического маркетинга: анализ российских проправительственных СМИ

Авторы

  • Юлия Николаевна Фролова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-0743-6144

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-1-13-22

Ключевые слова:

политический маркетинг, проправительственные СМИ, политический символ, символ возраста, легитимация власти

Аннотация

Статья рассматривает особенности использования символа возраста в качестве маркетингового инструмента в российских проправительственных медиа на примере информационного канала Russia Today, портала «Газета.ru» и онлайн-газеты «Взгляд» за период протестных событий августа 2019 года. Все эти источники характеризуются широким охватом аудитории. Образ возраста как составной элемент символической политики апеллирует прежде всего к эмоциональной составляющей, которая делает его значимым инструментом политического маркетинга. В этом контексте аспект возраста используется как «продающая» характеристика политического «товара», которым могут выступать как отдельные политические акторы или группы, так и целые события и процессы. Включая различные маркеры возраста, можно сформировать как положительный, так и отрицательный имидж, который, в свою очередь, напрямую способствует процессам легитимации и делегитимации действующей власти. Проправительственные СМИ применяют негативные индикаторы образа молодости и детства для формирования отталкивающего образа оппозиционных лидеров протестов. Используя маркетинговый эффект «фрейминга», издания фокусируют внимание читателей на требуемых аспектах, выраженных в категориях возраста, и опускают «ненужные» аспекты — смысловое и идейное содержание митинговой активности. Кроме того, в рамках указанного эффекта медиа представляют читателю определенные формулировки, нужные для формирования определенного восприятия события и необходимости учитывать именно эти формулировки при формировании общественного мнения. Возрастные характеристики помогают создать позитивный образ власти через противопоставление «дряхлым» ровесникам и указание на отличную физическую форму, характерную для «молодости».

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Колесник, А. (2019) СССР уничтожили наивные люди. Взгляд, 18 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/opinions/2019/8/18/992753.html (дата обращения 25.11.2020).

Кравченко, Г. (2019) Политолог: у организаторов противозаконных акций нет поддержки среди москвичей. Взгляд, 30 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/news/2019/7/30/975788.html (дата обращения 25.11.2020).

Мальцев, И. (2019) Ответ на вопрос с той стороны баррикад. Взгляд, 12 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/opinions/2019/8/12/991691.html (дата обращения 25.11.2020).

Мильченко, А. (2019) «Живет над законом»: Зеленский уволит главу МВД Днепропетровска. Газета.ru, 27 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2019/07/27_a_12538825.shtml (дата обращения 25.11.2020).

«Почувствовать себя в игре»: как организуют протесты в Москве. (2019) Russia Today, 16 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/article/659423-protest-orginizatory-prizyvy-agitaciya-besporyadki (дата обращения 25.11.2020).

Рудалев, А. (2019) Вельзевул украинской политики. Russia Today, 30 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/opinion/663606-rudalev-ukraina-perenaznachenie-avakov (дата обращения 25.11.2020).

Сахнин, А. (2019) Новый русский фундаментализм. Газета.ru, 31 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/column/s77173/12510595.shtml (дата обращения 25.11.2020).

Эксперт прокомментировал инструкции по охране Навального от «демшизы». (2019) Russia Today, 31 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/news/654670-navalnyi-fbk-volontery (дата обращения 25.11.2020).

«Яндекс» назвал самые популярные темы 2019 года. (2019) Коммерсант, 18 декабря. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4198211 (дата обращения 25.11.2020).

ЛИТЕРАТУРА

Алейникова, С. М. (2018) Религиозный фактор в современном политическом маркетинге. Минск: б. и., 152 с.

Ачкасова, В. А. (2013) О новой парадигме политического маркетинга. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, т. 9, № 2, с. 220–229.

Давыборец, Е. Н. (2009) Формирование имиджей кандидатов в президенты США Дж. Маккейна и Б. Обамы. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, № 7 (62), с. 245–250.

Клещенко, Л. Л. (2019) Репрезентация образа детства в либеральных СМИ современной России. Комплексные исследования детства, т. 1, № 4, с. 312–319. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-312-319

Рябова, Т. Б., Рябов, О. В. (2019) Образы детства и детей в символической политике. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, т. 15, № 3, с. 417–434. https://www.doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.307

Рябова, Т. Б., Рябов, О. В. (2020) «...Слышу речь не мальчика, но мужа»: о гендерно-возрастных стереотипах в политике. Женщина в российском обществе, № 4, с. 5–13. https://www.doi.org/10.21064/WinRS.2020.4.1

Фролова, Ю. Н. (2017) Роль политического маркетинга в реализации программ политических партий Каталонии и их влияние на имидж региона. В кн.: А. С. Смолярова (ред.). Медиа в современном мире. Молодые исследователи: Материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. СПб.: Изд-во СПБГУ, с. 471–473.

Cwalina, W., Falkowski, A., Newman, B. I. (2011) Political marketing. Theoretical and strategic foundations. Armonk: M. E. Sharpe Publ., 340 p.

Entman, R. M. (2007) Framing bias: Media in the distribution of power. Journal of Communication, vol. 57, no. 1, pp. 163–173. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2006.00336.x

Kahneman, D., Tversky, A. (1984) Choices, values, and frames. American Psychologist, vol. 39, no. 4, pp. 341–350. https://doi.org/10.1037/0003-066X.39.4.341

Riabova, T., Riabov, D. (2020) Infantilising of the Other: Metaphor of childhood in Russia’s media discourse on international relations. Australian Slavonic and East European Studies, vol. 34, pp. 125–149.

SOURCES

Ekspert prokommentiroval instruktsii po okhrane Naval’nogo ot “demshizy” [Expert commented instructions about Navalny security from “demshiza”]. (2019) Russia Today, 30 July. [Online]. Available at: https://russian.rt.com/russia/news/654670-navalnyi-fbk-volontery (accessed 25.11.2020). (In Russian)

Kahneman, D., Tversky, A. (1984) Choices, values, and frames. American Psychologist, vol. 39, no. 4, pp. 341–350. https://doi.org/10.1037/0003-066X.39.4.341 (In English)

Kolesnik, A. (2019) SSSR unichtozhili naivnye lyudi [USSR was destroyed by naive people]. Vzglyad, 18 August. [Online]. Available at: https://vz.ru/opinions/2019/8/18/992753.html (accessed 25.11.2020). (In Russian)

Kravchenko, G. (2019) Politolog: u organizatorov protivozakonnykh aktsij net podderzhki sredi moskvichej [Political expert: The organizers of illegal rallies do not have support among Muscovites]. Vzglyad, 30 July. [Online]. Available at: https://vz.ru/news/2019/7/30/975788.html (accessed 25.11.2020). (In Russian)

Mal’tsev, I. (2019) Otvet na vopros s toj storony barrikad [Reply from the other side of barricade]. Vzglyad, 12 August. [Online]. Available at: https://vz.ru/opinions/2019/8/12/991691.html (accessed 25.11.2020). (In Russian)

Mil’chenko, A. (2019) “Zhivet nad zakonom”: Zelenskij uvolit glavu MVD Dnepropetrovska [“Lives above the law”: Zelenskij fires the head of MIA in Dnepropetrovsk]. Gazeta.ru, 27 July. [Online]. Available at: https://www.gazeta.ru/politics/2019/07/27_a_12538825.shtml (accessed 25.11.2020). (In Russian)

“Pochuvstvovat’ sebya v igre”: kak organizuyut protesty v Moskve [“Feeling yourself in a game”: How the protests in Moscow are organized]. (2019) Russia Today, 16 August. [Online]. Available at: https://russian.rt.com/russia/article/659423-protest-orginizatory-prizyvy-agitaciya-besporyadki (accessed 25.11.2020). (In Russian)

Rudalev, A. (2019) Vel’zevul ukrainskoj politiki [Beelzebub of Ukrainian politics]. Russia Today, 30 August. [Online]. Available at: https://russian.rt.com/opinion/663606-rudalev-ukraina-perenaznachenie-avakov (accessed 25.11.2020). (In Russian)

Sakhnin, A. (2019) Novyj russkij fundamentalizm [New Russian fundamentalism]. Gazeta.ru, 30 July. [Online]. Available at: https://www.gazeta.ru/column/s77173/12510595.shtml (accessed 25.11.2020). (In Russian)

“Yandeks” nazval samye populyarnye temy 2019 goda [“Yandex” named the most popular topics of 2019]. (2019) Kommersant, 18 December. [Online]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4198211 (accessed 25.11.2020). (In Russian)

REFERENCES

Aleinikova, S. M. (2018) Religioznyj faktor v sovremennom politicheskom marketinge [Religious factor in modern political marketing]. Minsk: s. n., 152 p. (In Russian)

Achkasova, V. A. (2013) O novoj paradigme politicheskogo marketinga [On the new paradigm of political marketing]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS — Political Expertise: POLITEKS, vol. 9, no. 2, pp. 220–229. (In Russian)

Cwalina, W., Falkowski, A., Newman, B. I. (2011) Political marketing. Theoretical and strategic foundations. Armonk: M. E. Sharpe Publ., 340 p. (In English)

Davyborets, E. N. (2009) Formirovanie imidzhej kandidatov v prezidenty SShA Dzh. Makkejna i B. Obamy [Image formation of the presidential candidates John McCain and Barack Obama]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya — Scientific Bulletins of the Belgorod State University. Series: History. Political Science, no. 7 (62), pp. 245–250. (In Russian)

Entman, R. M. (2007) Framing bias: Media in the distribution of power. Journal of Communication, vol. 57, no. 1, pp. 163–173. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2006.00336.x (In English)

Frolova, Yu. N. (2017) Rol’ politicheskogo marketinga v realizatsii programm politicheskikh partij Katalonii i ikh vliyanie na imidzh regiona [Role of political marketing in programs of political parties of Catalonia and their influence on the image of region]. In: A. S. Smolyarova (ed.). Media v sovremennom mire. Molodye issledovateli: Materialy 16-j mezhdunarodnoj konferentsii studentov, magistrantov i aspirantov [Media in contemporary world. Young researchers: Proceedings of the 16th International conference of students, undergraduates and postgraduates]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 471–473. (In Russian)

Kahneman, D., Tversky, A. (1984) Choices, values, and frames. American Psychologist, vol. 39, no. 4, pp. 341–350. https://doi.org/10.1037/0003-066X.39.4.341

Kleshchenko, L. L. (2019) Reprezentatsiya obraza detstva v liberal’nykh SMI sovremennoj Rossii [Representations of the image of childhood in the liberal media in modern Russia]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 4, pp. 312–319. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-312-319 (In Russian)

Riabova, T. B., Riabov, O. V. (2019) Obrazy detstva i detej v simvolicheskoj politike [The images of childhood and children in the symbolic politics]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS — Political Expertise: POLITEKS, vol. 15, no. 3, pp. 417–434. https://www.doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.307 (In Russian)

Riabova, T. B., Riabov, O. V. (2020) “...Slyshu rech’ ne mal’chika, no muzha”: o genderno-vozrastnykh stereotipakh v politike [“Not a boy, but a man”: On the gender-age stereotypes in politics]. Zhenshchina v rossijskom obshchestve — Woman in Russian Society, no. 4, pp. 5–13. https://www.doi.org/10.21064/WinRS.2020.4.1 (In Russian)

Riabova, T., Riabov, D. (2020) Infantilising of the Other: Metaphor of childhood in Russia’s media discourse on international relations. Australian Slavonic and East European Studies, vol. 34, pp. 125–149. (In English)

Загрузки

Опубликован

22.04.2021

Выпуск

Раздел

Статьи