О некоторых историко-педагогических аспектах становления педагогической психологии (Я. А. Коменский, А. Дистервег, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен)
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-1-4-10Ключевые слова:
психология педагогической деятельности, принципы природосообразности и культуросообразности, Я. А. Коменский, А. Дистервег, В. В. Зеньковский, С. И. ГессенАннотация
Статья посвящена исследованию актуальной проблемы становления педагогической психологии в классических трудах Я. А. Коменского, А. Дистервега, В. В. Зеньковского и С. И. Гессена. Рассмотрено значение трудов Коменского («Лабиринт света и рай сердца»), Дистервега («Руководство к обучению учителей»), Зеньковского («Проблема психической причинности») и Гессена («Основы педагогики: введение в прикладную философию») в современном осмыслении принципов природосообразности и культуросообразности в психологии педагогической деятельности. Отмечено обоснование Б. Г. Ананьевым связи развития педагогической мысли в наследии Коменского с формированием и развитием педагогической психологии («Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Яна Амоса Коменского», 1971). На основе анализа трудов Коменского Ананьев делает вывод о связи обучения с природой человека, целями воспитания, состоянием науки и культуры современности.
Особое внимание в содержании статьи уделено характеристикам принципа культуросообразности и его связи с формированием историко-культурной и национальной идентичности (Дистервег), развитию педагогической психологии в российской зарубежной педагогике 20–30-х гг. XX в. (Зеньковский), актуальности исследования трудов Зеньковского для развития практической педагогической психологии в социокультурных условиях современного мира. Автор подчеркивает актуальность тезиса Дистервега о необходимости формирования у учителей «умения разучиваться», «искусства разучиваться», не менее важного, чем «умение учиться».
Обращение к историко-педагогическому контексту развития педагогической психологии как самостоятельной науки позволяет выявить историческую преемственность в развитии представлений о природосообразности и культуросообразности, в формировании психологии педагогической деятельности. В частности, речь идет о понятиях «центр безопасности» (Коменский), «центр тяжести» (Дистервег), «центр, объединяющий все психические процессы в системе воспитания» (Зеньковский), «равновесие между центростремительной силой личности и центробежными силами внешней культуры» (Гессен). Отмечено значение выделенных Коменским «генетических и структурных связей» в умственном развитии и общей организации интеллекта для достижения целостности интеллекта (Ананьев).
Автор обосновывает выводы о необходимости поисков пути к гармоничному сочетанию принципов природосообразности и культуросообразности в психологии педагогической деятельности в социокультурных условиях современного мира.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Гессен, С. И. (1995) Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 447 с.
Дистервег, А. (1956) Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 378 с.
Зеньковский, В. В. (1914) Проблема психической причинности. Киев: Типография Императорского Университета святого Владимира, 435 с.
Коменский, Я. А. (1982) Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика. Т. 1. 656 с.; Т. 2. 576 с.
Komensky, J. A. (2013) Labyrint světa a ráj srdce. Praha: Jazykova uprava, 267 s.
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев, Б. Г. (1971) Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Яна Амоса Коменского. Советская педагогика, № 2, с. 48–53.
Ермишин, О. Т. (2008) Путь к идейному синтезу и единству (О жизни и трудах В. В. Зеньковского). В кн.: Зеньковский В.В. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. М.: Русский путь, с. 5–37.
Марчукова, С. М. (2010) О некоторых аспектах педагогики Русского зарубежья в Чехословакии 20-х гг. XX в. В кн.: Российская эмиграция в славянских странах: материалы XXXIX Международной филологической конференции, 19 марта 2010 г., Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, с. 18–26.
Марчукова, С. М. (2011) Постдипломное педагогическое образование: об «умении учиться» и «умении разучиваться» (А. Дистервег). В кн.: Постдипломное педагогическое образование: традиции и инновации. Материалы IX Международной научно-практической конференции. СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, с. 54–56.
Марчукова, С. М. (2015) О некоторых парадоксах восприятия педагогического наследия Яна Амоса Коменского (1592–1670). В кн.: С. Марчукова, Р. Мних (ред.), Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: диалог идей. Siedlce: Instytut Kultury Regionalnej i Badań Literackich im. Franciszka Karpińskiego, с. 85–100. (Colloquia Litteraria Sedlcensia. Т. XVIII)
SOURCES
Comenius, J. A. (1982) Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. [Selected pedagogical works: in 2 vols]. Moscow: Pedagogika Publ. Vol. 1. 656 p.; Vol. 2. 576 p. (In Russian)
Comenius, J. A. (2013) Labyrint světa a ráj srdce [Labyrinth of World and Paradise of the Heart]. Prague: Jazykova uprava Publ., 267 p. (In Czech)
Diesterweg, A. (1956) Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow: Uchpedgiz Publ., 378 p. (In Russian)
Hessen, S. I. (1995) Osnovy pedagogiki: vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Fundamentals of pedagogy: introduction to applied philosophy]. Moscow: Shkola-press Publ., 447 p. (In Russian)
Zenkovsky, V. V. (1914) Problema psikhicheskoj prichinnosti [The problem of mental causality]. Kiev: Imperatorskiy Universitet svyatogo Vladimira Printing house, 435 p. (In Russian)
REFERENCES
Ananyev, B. G. (1971) Voprosy psikhologii obucheniya i vospitaniya v trudakh Yana Amosa Komenskogo [Questions of psychology of training and education in the works of Jan Amos Komensky]. Sovetskaya pedagogika, no. 2, pp. 48–53. (In Russian)
Ermishin, O. T. (2008) Put’ k idejnomu sintezu i edinstvu (O zhizni i trudakh V. V. Zen’kovskogo) [The path to the ideological synthesis and unity (About the life and works of V. V. Zenkovsky)]. In: V. V. Zen’kovskij, Sobranie sochinenij: v 2 t. [Collected works: in 2 vols]. Vol. 1. Moscow: Russkij put’ Publ., pp. 5–37. (In Russian)
Marchukova, S. M. (2010) O nekotorykh aspektakh pedagogiki Russkogo zarubezh’ya v Chekhoslovakii 20-kh gg. XX v. [On some aspects of pedagogy of Russian abroad in Czechoslovakia in the 20s of the 20th century]. In: Rossijskaya emigratsiya v slavyanskikh stranakh: materialy XXXIX Mezhdunarodnoj filologicheskoj konferentsii, 19 marta 2010 g., Sankt-Peterburg [Russian emigration to Slavic countries: Proceedings of 39th International Philological Conference, 19 March 2010, Saint Petersburg]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 18–26. (In Russian)
Marchukova, S. M. (2011) Postdiplomnoe pedagogicheskoe obrazovanie: ob “umenii uchit’sya” i “umenii razuchivat’sya” (A. Disterveg) [Postgraduate pedagogical education: “ability to learn” and “ability to forget” (A. Diesterweg)]. In: Postdiplomnoe pedagogicheskoe obrazovanie: traditsii i innovatsii. Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Saint Petersburg: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education Publ., pp. 54–56. (In Russian)
Marchukova, S. M. (2015) O nekotorykh paradoksakh vospriyatiya pedagogicheskogo naslediya Yаna Amosa Komenskogo (1592–1670) [On some paradoxes of perception of the pedagogical heritage of Jan Amos Komensky (1592–1670)]. In: S. Marchukova, R. Mnih (eds.), Jan Amos Amos Komenskij i Dmitrij Chizhevskij: dialog idej [Jan Amos Comenius and Dmitry Chizhevsky: dialogue of ideas]. Siedlce: The Franciszek Karpiński Institute of Regional Culture and Literary Research Publ., pp. 85–100. (Colloquia Litteraria Sedlcensia. Vol. XVIII) (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.