О некоторых историко-педагогических аспектах становления педагогической психологии (Я. А. Коменский, А. Дистервег, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен)

  • Светлана Марковна Марчукова Исследовательский педагогический центр им. Я. А. Коменского Немецкой гимназии «Петершуле»
Ключевые слова: психология педагогической деятельности, принципы природосообразности и культуросообразности, Я. А. Коменский, А. Дистервег, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен

Аннотация

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы становления педагогической психологии в классических трудах Я. А. Коменского, А. Дистервега, В. В. Зеньковского и С. И. Гессена. Рассмотрено значение трудов Коменского («Лабиринт света и рай сердца»), Дистервега («Руководство к обучению учителей»), Зеньковского («Проблема психической причинности») и Гессена («Основы педагогики: введение в прикладную философию») в современном осмыслении принципов природосообразности и культуросообразности в психологии педагогической деятельности. Отмечено обоснование Б. Г. Ананьевым связи развития педагогической мысли в наследии Коменского с формированием и развитием педагогической психологии («Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Яна Амоса Коменского», 1971). На основе анализа трудов Коменского Ананьев делает вывод о связи обучения с природой человека, целями воспитания, состоянием науки и культуры современности.

Особое внимание в содержании статьи уделено характеристикам принципа культуросообразности и его связи с формированием историко-культурной и национальной идентичности (Дистервег), развитию педагогической психологии в российской зарубежной педагогике 20–30-х гг. XX в. (Зеньковский), актуальности исследования трудов Зеньковского для развития практической педагогической психологии в социокультурных условиях современного мира. Автор подчеркивает актуальность тезиса Дистервега о необходимости формирования у учителей «умения разучиваться», «искусства разучиваться», не менее важного, чем «умение учиться».

Обращение к историко-педагогическому контексту развития педагогической психологии как самостоятельной науки позволяет выявить историческую преемственность в развитии представлений о природосообразности и культуросообразности, в формировании психологии педагогической деятельности. В частности, речь идет о понятиях «центр безопасности» (Коменский), «центр тяжести» (Дистервег), «центр, объединяющий все психические процессы в системе воспитания» (Зеньковский), «равновесие между центростремительной силой личности и центробежными силами внешней культуры» (Гессен). Отмечено значение выделенных Коменским «генетических и структурных связей» в умственном развитии и общей организации интеллекта для достижения целостности интеллекта (Ананьев).

Автор обосновывает выводы о необходимости поисков пути к гармоничному сочетанию принципов природосообразности и культуросообразности в психологии педагогической деятельности в социокультурных условиях современного мира.

Литература

ИСТОЧНИКИ

Гессен, С. И. (1995) Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 447 с.

Дистервег, А. (1956) Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 378 с.

Зеньковский, В. В. (1914) Проблема психической причинности. Киев: Типография Императорского Университета святого Владимира, 435 с.

Коменский, Я. А. (1982) Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика. Т. 1. 656 с.; Т. 2. 576 с.

Komensky, J. A. (2013) Labyrint světa a ráj srdce. Praha: Jazykova uprava, 267 s.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев, Б. Г. (1971) Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Яна Амоса Коменского. Советская педагогика, № 2, с. 48–53.

Ермишин, О. Т. (2008) Путь к идейному синтезу и единству (О жизни и трудах В. В. Зеньковского). В кн.: Зеньковский В.В. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1. М.: Русский путь, с. 5–37.

Марчукова, С. М. (2010) О некоторых аспектах педагогики Русского зарубежья в Чехословакии 20-х гг. XX в. В кн.: Российская эмиграция в славянских странах: материалы XXXIX Международной филологической конференции, 19 марта 2010 г., Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, с. 18–26.

Марчукова, С. М. (2011) Постдипломное педагогическое образование: об «умении учиться» и «умении разучиваться» (А. Дистервег). В кн.: Постдипломное педагогическое образование: традиции и инновации. Материалы IX Международной научно-практической конференции. СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, с. 54–56.

Марчукова, С. М. (2015) О некоторых парадоксах восприятия педагогического наследия Яна Амоса Коменского (1592–1670). В кн.: С. Марчукова, Р. Мних (ред.), Ян Амос Коменский и Дмитрий Чижевский: диалог идей. Siedlce: Instytut Kultury Regionalnej i Badań Literackich im. Franciszka Karpińskiego, с. 85–100. (Colloquia Litteraria Sedlcensia. Т. XVIII)

SOURCES

Comenius, J. A. (1982) Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. [Selected pedagogical works: in 2 vols]. Moscow: Pedagogika Publ. Vol. 1. 656 p.; Vol. 2. 576 p. (In Russian)

Comenius, J. A. (2013) Labyrint světa a ráj srdce [Labyrinth of World and Paradise of the Heart]. Prague: Jazykova uprava Publ., 267 p. (In Czech)

Diesterweg, A. (1956) Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow: Uchpedgiz Publ., 378 p. (In Russian)

Hessen, S. I. (1995) Osnovy pedagogiki: vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Fundamentals of pedagogy: introduction to applied philosophy]. Moscow: Shkola-press Publ., 447 p. (In Russian)

Zenkovsky, V. V. (1914) Problema psikhicheskoj prichinnosti [The problem of mental causality]. Kiev: Imperatorskiy Universitet svyatogo Vladimira Printing house, 435 p. (In Russian)

REFERENCES

Ananyev, B. G. (1971) Voprosy psikhologii obucheniya i vospitaniya v trudakh Yana Amosa Komenskogo [Questions of psychology of training and education in the works of Jan Amos Komensky]. Sovetskaya pedagogika, no. 2, pp. 48–53. (In Russian)

Ermishin, O. T. (2008) Put’ k idejnomu sintezu i edinstvu (O zhizni i trudakh V. V. Zen’kovskogo) [The path to the ideological synthesis and unity (About the life and works of V. V. Zenkovsky)]. In: V. V. Zen’kovskij, Sobranie sochinenij: v 2 t. [Collected works: in 2 vols]. Vol. 1. Moscow: Russkij put’ Publ., pp. 5–37. (In Russian)

Marchukova, S. M. (2010) O nekotorykh aspektakh pedagogiki Russkogo zarubezh’ya v Chekhoslovakii 20-kh gg. XX v. [On some aspects of pedagogy of Russian abroad in Czechoslovakia in the 20s of the 20th century]. In: Rossijskaya emigratsiya v slavyanskikh stranakh: materialy XXXIX Mezhdunarodnoj filologicheskoj konferentsii, 19 marta 2010 g., Sankt-Peterburg [Russian emigration to Slavic countries: Proceedings of 39th International Philological Conference, 19 March 2010, Saint Petersburg]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 18–26. (In Russian)

Marchukova, S. M. (2011) Postdiplomnoe pedagogicheskoe obrazovanie: ob “umenii uchit’sya” i “umenii razuchivat’sya” (A. Disterveg) [Postgraduate pedagogical education: “ability to learn” and “ability to forget” (A. Diesterweg)]. In: Postdiplomnoe pedagogicheskoe obrazovanie: traditsii i innovatsii. Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Saint Petersburg: St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education Publ., pp. 54–56. (In Russian)

Marchukova, S. M. (2015) O nekotorykh paradoksakh vospriyatiya pedagogicheskogo naslediya Yаna Amosa Komenskogo (1592–1670) [On some paradoxes of perception of the pedagogical heritage of Jan Amos Komensky (1592–1670)]. In: S. Marchukova, R. Mnih (eds.), Jan Amos Amos Komenskij i Dmitrij Chizhevskij: dialog idej [Jan Amos Comenius and Dmitry Chizhevsky: dialogue of ideas]. Siedlce: The Franciszek Karpiński Institute of Regional Culture and Literary Research Publ., pp. 85–100. (Colloquia Litteraria Sedlcensia. Vol. XVIII) (In Russian)

Опубликован
2019-08-08
Раздел
Статьи