Комплексные исследования детства https://kid-journal.ru/index.php/main <p>Комплексные исследования детства</p> ru-RU <p>Автор предоставляет материалы на&nbsp;условиях <a href="http://kid-journal.ru/index.php/main/offer" target="_blank" rel="noopener">публичной оферты</a> и&nbsp;лицензии <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/deed.ru" target="_blank" rel="noopener">CC BY-NC 4.0</a>. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и&nbsp;распространять материал на&nbsp;любом носителе и&nbsp;в&nbsp;любом формате, но&nbsp;с&nbsp;обязательным указанием авторства и&nbsp;только в&nbsp;некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в&nbsp;открытом доступе.&nbsp;</p> <p>Авторы сохраняют авторские права на&nbsp;статью и&nbsp;могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а&nbsp;также пользоваться печатными или&nbsp;электронными копиями статьи в&nbsp;научных, образовательных и&nbsp;иных целях.&nbsp;Право на&nbsp;номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.</p> klemtina@yandex.ru (Гогоберидзе Александра Гививна (главный редактор); Николаева Елена Ивановна (зам. главного редактора)) markmananna@herzen.spb.ru (Маркман Анна Игоревна) Tue, 30 Apr 2024 00:00:00 +0000 OJS 3.3.0.6 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Особенности окулографических показателей детей 6–7 лет с ОВЗ при выполнении задания на исключение лишнего https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/276 <p>В статье представлены результаты исследования особенностей зрительного восприятия детей 6–7 лет при выделении лишнего объекта по методике Л. М. Шипициной «Четвертый лишний» с параллельной регистрацией окулографических показателей с помощью айтрекера Gazepoint GP3 HD (150 Гц, Канада). Объем выборки составили 86 воспитанников дошкольных образовательных учреждений Санкт- Петербурга в возрасте 6–7 лет (средний возраст — 6,5 лет): 51 человек вошли в группу нормотипичных детей (далее — группа 1), 20 человек составили группу детей с тяжелым недоразвитием речи (далее — группа 2) и 15 человек вошли в группу детей с задержкой психического развития (далее — группа 3). Стимульный материал представлял собой пять картинок с четырьмя объектами из методики «Четвертый лишний». Картинки были размещены на экране компьютера, последовательно предъявлялись ребенку. В ходе исследования были обнаружены статистически значимые различия в количестве фиксаций на фоне в группах нормотипичных детей и детей с задержкой психического развития 6–7 лет. В группе детей с задержкой психического развития обнаружено большее количество фиксаций на фоне, чем в группе нормотипичных детей. Также в этих же группах значимые различия обнаружены в длительности фиксаций на объектах. Длительность фиксаций на объекте в группе нормотипичных детей дольше, чем в группе детей с задержкой психического развития. Результаты, полученные в ходе исследования, будут полезны специалистам, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья.</p> Полина Адимановна Васильева, Светлана Николаевна Никифорова Copyright (c) 2024 Полина Адимановна Васильева, Светлана Николаевна Никифорова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/276 Tue, 30 Apr 2024 00:00:00 +0000 Основные принципы консультирования детей, подростков и их родителей: партиципаторный подход https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/269 <p>В статье обсуждаются проблемы воспитания, обучения и консультирования детей разного возраста и их родителей с целью повышения качества жизни данных субъектов образовательного процесса, оптимизации детско-родительских отношений в семьях с условием обязательного учета не только возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, но и социальной специфики современного поколения.</p> <p>Модернизация российского образования предполагает создание условий для повышения качества общего образования, в том числе новые подходы к организации образовательного процесса, обеспечивающие его дифференциацию и индивидуализацию.</p> <p>Сенсационные достижения в этой области, озвученные на телевидении и в прессе, аудитория быстро забывает, а проблема образовательной среды остается. Один из основных запросов родителей школьников — академическая неуспеваемость ребенка и снижение уровня мотивации к обучению.</p> <p>Современные методы психологической диагностики и консультирования далеко не всегда являются эффективными, поскольку не могут учитывать специфику, субкультуру современного поколения детей и подростков. Партиципаторные исследования (ПИ) и подходы, то есть такие, в которых ребенок становится соучастником исследования, — один из наиболее эффективных «инструментов» изучения современного детства. Они позволяют не только выявить особенности детей, оказать своевременную психологическую помощь, но и помочь каждому обучающемуся выстроить индивидуальную стратегию успешности.</p> <p>Причины использования партиципаторных исследований в сфере образования:</p> <p>— возможность решения проблем современной системы образования в целом и специфических задач конкретной образовательной организации;</p> <p>— ориентация на процессы саморегулирования, самопроектирования, самоуправления всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, администрации образовательных организаций;</p> <p>— быстрое реагирование на внедрение инновационных технологий, выявление эффективных методических подходов;</p> <p>— отсутствие формализованных способов оценки эффективности образовательной деятельности.</p> <p>Статья адресована психологам системы образования, социальным работникам, педагогам.</p> Юлия Александровна Руссак, Галина Борисовна Монина Copyright (c) 2024 Юлия Александровна Руссак, Галина Борисовна Монина https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/269 Tue, 30 Apr 2024 00:00:00 +0000 Асимметрия экспрессии лицевых мышц и латеральные предпочтения рук и ног у подростков с разным уровнем физической активности https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/281 <p>Латеральные предпочтения могут вносить вклад в соревновательную успешность: влиять на скорость реакции, взаимодействие с соперником в игровых видах спорта. Профиль латеральности — это индивидуальная комбинация признаков латерализации, например, более активно функционирующие правая рука и левое ухо у одного человека. Профилями латеральности определяются особенности протекания психофизиологических процессов. Известен ряд факторов, группирующих признаки латеральности, а также специфика влияния этих признаков на психофизиологические процессы в детском и подростковом возрасте. Из всех признаков латеральности наименее изученной является асимметрия экспрессии лицевых мышц (АЭЛМ), в том числе для спортсменов подросткового возраста. В связи с этим целью исследования стал ответ на вопрос: обусловлена ли АЭЛМ теми же факторами, что и латерализация рук и ног, и какие влияния на АЭЛМ оказывают пол и уровень физической активности. Участниками исследования стали 49 подростков (36 спортсменов циклических видов спорта и 13 подростков неспортсменов, средний возраст 16,4 ± 0,9 года (M±SD), из них 35 юношей). Определялись состав тела, максимальная сила кистевого жима, активность лицевых единиц (AU). АЭЛМ необходимо рассматривать как независимый фактор (латентная структура № 1 в 2B-PLS модели описывает 43,5 % дисперсии) при изучении функциональной сенсомоторной асимметрии. Вне зависимости от возраста, пола, занятий спортом для подростков характерна экспрессия AU02, AU06, AU09, AU10, AU12, AU15, AU20 для левой стороны лица, AU01 для правой. Латентная структура № 2 (37,1 % дисперсии) связана с полом: у мальчиков по сравнению с девочками больше мышечная масса конечностей, сила кистевого жима, выше экспрессия AU14, AU17, ниже — AU20 на всем лице. Латентная структура № 3 (19,4 % дисперсии) связана с занятиями спортом подростков и их возрастом. Спортсмены и неспортсмены отличаются в уровне экспрессии AU01 и AU12 всего лица, что наиболее ярко проявляется в контрасте молодых спортсменов и более возрастных неспортсменов. Выявлены независимость АЭЛМ как фактора функциональной сенсомоторной асимметрии, характерные особенности экспрессии мышц лица у подростков разного пола, спортсменов и неспортсменов.</p> Ксения Денисовна Кожина, Маргарита Ивановна Зинченко, Валентина Владимировна Гультяева, Евгений Геннадьевич Вергунов, Екатерина Владимировна Барабаш, Дмитрий Юрьевич Урюмцев, Олег Витальевич Рыбкин, Валентина Николаевна Павлова, Сергей Георгиевич Кривощеков Copyright (c) 2024 Ксения Денисовна Кожина, Маргарита Ивановна Зинченко, Валентина Владимировна Гультяева, Евгений Геннадьевич Вергунов, Екатерина Владимировна Барабаш, Дмитрий Юрьевич Урюмцев, Олег Витальевич Рыбкин, Валентина Николаевна Павлова, Сергей Георгиевич Кривощеков https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/281 Tue, 30 Apr 2024 00:00:00 +0000 Психологическое воздействие «экранного времени» и «зеленого времени» на детей и подростков. Обзор современных исследований https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/280 <p>В работе делается попытка описать современные представления о новых понятиях, таких как «зеленое время» и «экранное время», используемые в зарубежных и отечественных исследованиях. «Зеленое время» определяется как время, проведенное в природной среде. В него включены: непроизвольное воздействие зеленых насаждений и/или элементов природы, нахождение в озелененных жилых домах, доступность зеленых насаждений, общественных парков, целевое использование зеленых насаждений, общественных парков, частных садов или зеленой инфраструктуры; деятельность, связанная с природой, такая как путешествия по естественным природным ландшафтам, садоводство, серфинг или игры на свежем воздухе; образовательная среда вне класса, лесные школы и детские сады. «Экранное время» определяется как время, потраченное на использование экранных технологий, таких как телевизоры, компьютеры / ноутбуки, видеоигры, смартфоны, планшеты / iPad и портативные электронные или игровые устройства. Представлены результаты зарубежных исследований психологического воздействия «экранного времени» и «зеленого времени» на детей и подростков. Увеличение времени нахождения молодых людей в использовании экранных технологий (экранное время), сокращает возможности молодых людей соприкасаться с природой (зеленое время). Такое сочетание большого количества времени перед экраном, проведенного за компьютером и малого количества времени, воссоединения с природой, может повлиять на психическое здоровье и благополучие. Целью обзора было описать результаты исследований, в которых изучались вопросы, связанные с количеством времени, проведенным перед экраном, и временем, проведенным в зелени, а также психологические последствия (включая психическое здоровье, когнитивные функции и академическую успеваемость) у детей младшего возраста (до 5 лет), школьников (5–11 лет), ранних подростков (12–14 лет) и старших подростков (15–18 лет). Оригинальные количественные исследования были проанализированы в четырех базах данных (PubMed, PsycInfo, Scopus, Embase), в результате чего было найдено 186 подходящих исследований. Треть включенных исследований была проведена в Европе и почти столько же в США. Есть предварительные данные о том, что время, проведенное в зелени, может смягчить последствия длительного времени перед экраном, поэтому природа может быть недостаточно используемым ресурсом общественного здравоохранения для психологического благополучия молодежи в эпоху высоких технологий.</p> Эльвира Брониславовна Дунаевская Copyright (c) 2024 Эльвира Брониславовна Дунаевская https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/280 Tue, 30 Apr 2024 00:00:00 +0000 Нейрофизиологические маркеры когнитивных процессов обмана (обзор иностранных источников) https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/275 <p>В приведенной работе представлен анализ иностранных источников по теме нейрофизиологических признаков обмана. Публикация охватывает развитие методов исследования обмана, начиная с первоначальных экспериментальных подходов до применения современных техник нейровизуализации, таких как функциональная магнитно- резонансная томография, где рассматриваются психофизиологические аспекты обмана, в частности, связь физиологических (например, вариабельность сердечного ритма, потоотделение и психологических процессов, а также анализ данных электроэнцефалографии, поскольку она позволяет отслеживать изменения в электрической активности мозга, которые происходят во время обмана; изучение активности префронтальной коры помогает разобраться в сложных взаимосвязях между работой мозга и внешними проявлениями поведения. В рамках представленной работы систематизируются знания о нейрофизиологических маркерах обмана, делается акцент на анализе существующих научных работ, посвященных изучению взаимосвязи между активностью различных участков мозга и когнитивными процессами, протекающими при осуществлении обманных действий, а также на критическом осмыслении методологических подходов к исследованию электрической активности мозга с применением электроэнцефалографии, что позволят выявить наиболее перспективные направления для дальнейшего изучения данной проблематики. Подчеркнута важность междисциплинарного подхода, объединяющего достижения в области нейрофизиологии, психологии и криминалистики для комплексного понимания феномена обмана и его практического применения в сферах обнаружения лжи и судебной экспертизы.</p> Алексей Сергеевич Терлецкий Copyright (c) 2024 Алексей Сергеевич Терлецкий https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/275 Tue, 30 Apr 2024 00:00:00 +0000 Гендерная идентичность подростков (обзор) https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/278 <p>Статья посвящена анализу понятия «гендер» и его применению к анализу процесса идентичности подростков. Актуальность настоящей статьи обоснована важностью и сложностью такого возрастного этапа развития человека, как подростковый возраст, который занимает важное место в психологии развития личности. Переход из детской жизни во взрослую — главная цель подросткового возраста. Каждая сторона жизни подростка вынуждена измениться: новые образования в сфере психического: поведение приобретает черты сознательности, формируются тенденции социального взаимодействия. Именно в этот момент происходят изменения, которые определят все основные качества личности подростка. Особенностью формирования гендерной идентичности у подростков выступает способность определять характерные черты поведения человека и соотносить такое поведение с его полом. Целью настоящей статьи является рассмотрение процесса формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте с определением проблем и трудностей этого процесса, с выявлением факторов, которые влияют на формирование гендерной идентичности. Для реализации поставленной цели проводится исследование понятия «гендер»: освещаются точки зрения исследователей на содержание термина. Гендерная идентичность — одна из основных характеристик личности, без которой невозможно самоопределение и самосознание человека, формирование его ценностей и установок. Представлены возможные проблемы формирования гендерной идентичности у детей подросткового возраста, а также рассматриваются факторы, способные оказать влияние на формирование гендера в подростковом возрасте. Факторами, оказывающими наибольшее влияние на процесс формирования гендерной идентичности, в настоящее время считают семью и ближайшее окружение.</p> Елена Владимировна Соколова, Елена Ивановна Николаева Copyright (c) 2024 Елена Владимировна Соколова, Елена Ивановна Николаева https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/278 Tue, 30 Apr 2024 00:00:00 +0000 Игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/279 <p>Статья посвящена исследованию особенностей игровых предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания. Представлены данные, полученные из ответов на вопросы о предпочитаемых играх, игрушках, игровых ролях, местах для игр и участии родителей в совместной игровой деятельности с детьми. В опросе принимали участие 34 родителя и 36 детей старшего дошкольного возраста. Ответы были проанализированы с учетом стиля семейного воспитания. В группе семей с гармоничным стилем воспитания отмечается активное взаимодействие родителей с детьми, что сказывается на многообразии предпочитаемых игр, разнообразии сюжетов и на широком ролевом репертуаре. При этом предпочитаемым местом игр большинство детей называют дом. В группе семей с минимальностью санкций родители практически не выдвигают никаких ограничений и условий к своим детям, вследствие чего игровые предпочтения детей зачастую сводятся к выбору компьютерных игр с использованием гаджетов, игровых приставок, что также проявляется и в выборе игровых ролей. В семьях с гиперпротекцией в выборе наблюдается акцент на настольные и развивающие игры, что можно связать с чрезмерным вниманием родителей к обучению и развитию своих детей. В качестве предпочитаемого места для игр большинство детей данной группы выбирают детский сад. Совпадение ответов детей и родителей о вовлеченности в совместную игровую деятельность, предпочитаемые игры и игрушки в большей степени характерно для семей с гармоничным стилем семейного воспитания.</p> Елена Аркадьевна Красавина, Инна Александровна Калабина Copyright (c) 2024 Красавина Елена Аркадьевна, Калабина Инна Александровна https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/279 Tue, 30 Apr 2024 00:00:00 +0000