https://kid-journal.ru/index.php/main/issue/feedКомплексные исследования детства2023-12-29T00:00:00+00:00Гогоберидзе Александра Гививна (главный редактор); Николаева Елена Ивановна (зам. главного редактора)klemtina@yandex.ruOpen Journal Systems<p>Комплексные исследования детства</p>https://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/261Особенности взаимосвязи внутренней картины здоровья детей дошкольного возраста и отношения к здоровью их родителей2023-10-21T15:28:07+00:00Екатерина Владимировна Добринаdobrina_katya85@mail.ru<p>Известно, что представление о своем здоровье, а также о здоровье ребенка у родителей является одним из ведущих факторов, определяющих особенности и эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. При этом многие исследования показывают, что одна из актуальных проблем — выявление тех психологических механизмов, которые лежат в основе субъективного отношения ребенка к своему здоровью и которые в настоящее время определяется как внутренняя картина здоровья (далее — ВКЗ). Одной из задач нашего исследования было изучение особенностей внутренней картины здоровья в дошкольном возрасте, а также выявление возможных взаимосвязей уровня ВКЗ детей и родителей. Обследовано 30 детей в возрасте 5–6 лет и 30 родителей. Выявление особенностей внутренней картины здоровья у детей проводилось при помощи методик: «Экспресс-диагностика ребенка» (Николаева и др. 2015), «Здоровье и болезнь» (Васильева, Филатов 2001), опросника «Отношение к здоровью» (Березовская 2011). Особенности отношения к здоровью родителей исследовали при помощи методик: опросника «Отношение к здоровью» (Березовская 2011), экспресс-диагностики родителей (Николаева и др. 2015). Для оценки объема и интерференции в рабочей памяти использовали компьютеризированную методику запоминания зрительно предъявленных стимулов (Разумникова, Савиных 2016). По результатам исследования выявлено, что у 44 % дошкольников уровень сформированности ВКЗ высокий. Установлено, что в группе детей преобладает высокий уровень (69 %) отношения к здоровью, тогда как у родителей — средний (86 %). Показано, что существует взаимосвязь между уровнем отношения к здоровью родителей и уровнем ВКЗ у детей. Обнаружено, что эффект проактивной интерференции положительно коррелирует с результатами по методике «Здоровье и болезнь».</p>2023-12-29T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Екатерина Владимировна Добринаhttps://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/248Взаимосвязи аспектов осознанности (mindfulness) и характеристик темперамента у спортсменов2023-05-26T15:52:54+00:00Маргарита Ивановна Зинченкоzinchenkomi@neuronm.ruВалентина Владимировна ГультяеваGultyaevavv@neuronm.ruДмитрий Юрьевич УрюмцевUryumcevdy@neuronm.ruЕкатерина Владимировна БарабашBarabashev@neuronm.ruЕвгений Геннадьевич ВергуновVergunoveg@neuronm.ruГригорий Николаевич АнуфриевGrin911komi@mail.ruВладимир Олегович РыбкинRybkin_ski01@mail.ruЕлизавета Евгеньевна АрхиповаEliz.ev.ar@gmail.comСергей Георгиевич КривощековKrivoschokovsg@neuronm.ru<p>Известно, что практика осознанности способствует лучшему умению бороться со спортивным стрессом. Исследование взаимосвязей между осознанностью (mindfulness, МФ) как личностной чертой и темпераментом может прояснить природу МФ и внести вклад в оптимизацию практических занятий МФ в спорте. <em>Цель </em>данного исследования — изучение взаимосвязей между аспектами МФ (личностными чертами) и темпераментом у молодых людей, занимающихся спортом. <em>Методы: </em>в исследовании приняли участие 37 спортсменов циклических видов спорта (лыжные гонки и легкая атлетика; средний возраст участников — 20,6 лет ± 2,08 года). При психологическом тестировании использовались следующие тесты: 1) пятифакторный опросник осознанности (FFMQ), 2) методика диагностики темперамента (FCB-TI, Я. Стреляу), 3) тест на личностную тревожность Спилбергера — Ханина. В результате исследавания выяснено, что баллы по шкале «Действие с осознанностью» (МФ) и по шкалам «Динамичность» и «Выносливость» (Стреляу) значимо выше, а по шкалам «Эмоциональная реактивность» и «Настойчивость» (Стреляу) ниже у спортсменов циклических видов спорта по сравнению с неспортсменами (р < 0,01). Сильная положительная корреляционная связь отмечена между «Сенсорной чувствительностью» и «Общим баллом МФ» (r = 0,61, p < 0,05). С помощью анализа главных компонент (далее — ГК) выявлены два основных фактора, объясняющих 3/<sub>4 </sub>всей дисперсии переменных FFMQ и FCB-TI. Первая ГК включает в себя «Описание», «Действие с осознанностью», «Сенсорную чувствительность» и «Настойчивость» («Способность концентрироваться на настоящем моменте и психологическую гибкость»), а вторая ГК — «Активность», направленную вовне, «Эмоциональную реактивность» и «Наблюдение» («Экстраверсию и нейротизм»). <em>Вывод: </em>у спортсменов циклических видов спорта МФ и темперамент взаимосвязаны и определяются двумя основными факторами.</p>2023-12-29T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Маргарита Ивановна Зинченко, Валентина Владимировна Гультяева, Дмитрий Юрьевич Урюмцев, Екатерина Владимировна Барабаш, Евгений Геннадьевич Вергунов, Григорий Николаевич Ануфриев, Владимир Олегович Рыбкин, Елизавета Евгеньевна Архипова, Сергей Георгиевич Кривощековhttps://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/268Формирование орфографических навыков на начальном этапе обучения младших школьников английскому языку (2 класс)2023-11-21T19:03:35+00:00Ольга Вадимовна Маловаmalova_olga@inbox.ruКсения Андреевна Лупановаksenia87981@gmail.com<p>Статья посвящена исследованию особенностей формирования орфографических навыков на начальном этапе обучения английскому языку (2-й класс). В ходе исследования были изучены особенности орфографии английского языка, рассмотрены мотивированные и немотивированные принципы орфографии (Зиндер 1987), а также принципы орфографии, соответствующие уровню владения англоязычной лексикой детей младшего школьного возраста: фонетический, морфологический и исторический (Рогова и др. 2008, 180). Особое внимание уделено трудностям, возникающим у младших школьников при формировании орфографических навыков, которые вызваны несоответствием между звуковым и графическим образом слов в английском языке. Рассмотрены и разведены понятия «орфографические ошибки» (<em>spelling errors</em>) и «орфографические описки» (<em>spelling mistakes</em>). Представлена классификация орфографических ошибок (Cook 1997, 480), а также пяти групп слов, орфографией которых должны овладеть младшие школьники, учитывая и особенности чтения, и особенности орфографии английского языка (Рогова и др. 2008, 182–183). В исследовании проанализированы мнения разных ученых на этапы формирования иноязычных орфографических навыков и на систему орфографических упражнений (общего и специального назначения). Отмечено, что в современной методике раннего обучения иностранным языкам не уделяется должного внимания именно формированию орфографических навыков у второклассников и не учитываются возрастные особенности младших школьников. В статье выделены и описаны три этапа формирования орфографических навыков (репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный), разработан алгоритм работы учителя при введении графической формы английских слов. Подробно представлена система упражнений, состоящая из комплекса упражнений с примерами общего и специального назначения, а также продемонстрировано соотношение этапов формирования орфографических навыков и системы орфографических упражнений. Особое внимание уделено активизации всех видов анализаторов у учащихся, а именно использованию списывания английских слов (активизация зрительного и двигательного анализаторов) и орфографического проговаривания (активизация речемоторного и слухового анализаторов).</p>2023-12-29T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Olga V. Malova, Ksenia A. Lupanovahttps://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/271Семейные подходы к развитию критического мышления в цифровом мире2023-12-10T10:17:17+00:00Роман Владимирович Пантинab2773800@gmail.com<p>Настоящая статья посвящена анализу семейных подходов к развитию критического мышления у детей в условиях современного цифрового общества. В статье рассматриваются основные аспекты воздействия семейной среды на формирование критического мышления у детей, включая механизмы, методы и инструменты, которые могут быть использованы родителями в данном контексте. Исследование базируется на анализе современных научных работ в области педагогики, психологии и информационных технологий, а также на эмпирических данных, собранных в ходе исследования семейных практик и их влияния на критическое мышление детей. Особое внимание уделяется взаимодействию в семье, обмену мнениями и обсуждению контента, с которым сталкиваются дети в интернете. Рассматривается позиция, при которой успешное развитие критического мышления требует взаимодействия родителей, образовательных ресурсов и цифровых технологий. Семейный подход к формированию этих навыков создает устойчивую основу для детей, помогая им осознанно ориентироваться в информационном пространстве, различать факты от мнений и принимать обоснованные решения в цифровой эпохе. Предлагаются различные подходы и стратегии, которые могут быть использованы для поощрения аналитического мышления и критической оценки информации в цифровом пространстве. Результаты исследования позволяют выделить определенные стратегии и методы, способствующие эффективному развитию критического мышления в семейной среде в условиях цифрового мира. Представленный в статье анализ может служить основой для разработки практических рекомендаций для родителей, преподавателей и других специалистов, работающих в сфере семейного образования и цифровой грамотности детей.</p>2023-12-29T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Роман Владимирович Пантинhttps://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/263Апробация визуальной аналоговой шкалы в пилотном нейролингвистическом эксперименте2023-10-21T14:36:19+00:00Софья Максимовна Поповаs.popova1@g.nsu.ruЕвгений Геннадьевич Вергуновvergounov@gmail.comИван Викторович Бракi.v.brak@gmail.com<p>В статье рассматриваются теоретические и практические положения, касающиеся оценки психоэмоционального статуса методом визуально-аналоговой шкалы (<em>Visual Analog Scale</em>, VAS) в рамках нейролингвистического эксперимента. Известные ранее данные представляли использование VAS в ограниченном круге задач, в основном связанных с оценкой состояния здоровья у больных. Небольшая выборка лингвистических исследований, использующих метод визуально- аналоговой шкалы, также продемонстрировала надежные результаты. Однако до настоящего момента VAS не применялся для оценки эффекта последовательности, который влияет на психоэмоциональное состояние респондента, а следовательно, на чистоту результатов эксперимента. Целью настоящего исследования как составной части лингвистического ЭЭГ-эксперимента стало изучение эффектности шкал VAS с точки зрения выполняемых нейролингвистических задач. Был проведен пилотный ЭЭГ-эксперимент, в котором приняли участие 28 студентов НГУ. Испытуемые были разделены на две равные подгруппы: тех, кто выполнил две нейролингвистические задачи, и тех, кто выполнил только одну из двух задач. До эксперимента и сразу после него участники заполнили шкалу VAS для оценки ситуативного психоэмоционального состояния. Данные, полученные путем анализа 2B-PLS, свидетельствуют не только об эффективности применяемой методики на здоровых участниках нейролингвистических экспериментов для измерения внутреннего состояния и переживаний, но и о практической важности ее использования. Визуальная аналоговая шкала способна определять наиболее гармоничный порядок следования задач эксперимента, при котором психоэмоциональный статус респондента будет минимально отличаться между состояниями «до» и «после». Показатели шкал могут успешно применяться в качестве переменных в анализе нейролингвистических данных.</p>2023-12-29T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Софья Максимовна Попова, Евгений Геннадьевич Вергунов, Иван Викторович Бракhttps://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/262Разработка и апробация мультимедийного опросного листа, направленного на повышение осведомленности о речевых правонарушениях. Пилотный эксперимент2023-10-26T03:53:01+00:00Мария Юрьевна Печенкинаm.pechenkina@g.nsu.ruЕвгений Геннадьевич Вергуновvergounov@gmail.com<p>Данное пилотное исследование посвящено апробации с помощью разработанного мультимедийного опросного листа для изучения умения студентов с разным уровнем знаний о речевых правонарушениях (курс «Основы лингвистической экспертизы текста» испытуемыми пройден полностью, проходился на момент исследования или не изучался) применять на практике эти знания. В статье рассматриваются понятия конфликтной коммуникации, речевого правонарушения и определяются его типы: унижение чести, достоинства и деловой репутации, клевета, оскорбление, угроза, унижение по признаку расы, разжигание ненависти и вражды, оскорбление чувств верующих. Для сбора информации через интернет был создан опросный лист, который включал 28 видеороликов (в среднем длиной 40 сек.), содержащих конфликтную ситуацию и как минимум один из типов речевых правонарушений. Респондентам предлагалось посмотреть данные видео и ответить на вопросы, в том числе установить, совершалось ли речевое правонарушение, и определить, какой или какие именно типы речевых правонарушений встречались в видеоряде. Была проанализирована контекстная информация для выявления взаимосвязи между ответами опрашиваемых и их полом, возрастом, образованием и т. д. Полученные результаты были обработаны с помощью 2B-PLS (<em>Two-Block Projection to Latent Structure / Partial Least Squares</em>). Также в обсуждении рассмотрен интересный пример, в котором большинство респондентов допустили ошибки. Полученные результаты позволят уточнить дизайн предстоящих исследований, а также в перспективе разработать эффективный мультимедийный чат-бот для повышения у его пользователей уровня осведомленности и выработки практических навыков в области речевых правонарушений.</p>2023-12-29T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Мария Юрьевна Печенкина, Евгений Геннадьевич Вергуновhttps://kid-journal.ru/index.php/main/article/view/258Комплексное исследование личностных черт и имплицитных особенностей речи сиблингов2023-10-13T01:50:32+00:00Анна Александровна Шаляпинаa.shalyapina@g.nsu.ru<p>Исследование посвящено изучению особенностей речи сиблингов в контексте комплексного психолого-лингвистического исследования. Целью работы было проведение синхронного инструментального исследования результатов личностного опросника и функционально-динамических речевых комплексов дикторов. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о превалирующем воздействии на речь сиблингов фактора порядка рождения (на основе подтверждения его влияния на комплексы личностных черт дикторов). В качестве информантов выступили пары родных братьев и родных сестер. Для снижения числа контролируемых факторов были выбраны пары одного пола. Участники исследования были выбраны из числа желающих в соответствии с разработанными критериями включения и исключения. Испытуемыми были предоставлены аудиозаписи подготовленной и спонтанной речи. Для комплексного изучения имплицитных особенностей речи сиблингов требовалось обращение к разным типам анализа для обработки разных типов данных. В дизайн эксперимента был включен тест TCI-140 для характеристики личностных черт испытуемых, метод формантного анализа для получения численных параметров частот звучащей речи информантов, а также многомерный ковариационный анализ 2B-PLS для выявления имплицитных связей. В результате был разработан дизайн эксперимента, в ходе которого возможно комплексное изучение личностных черт дикторов и их речи. Пилотное исследование показало, что общность фоноскопических данных для пар сиблингов в большей степени объясняется их личностными особенностями, а имплицитным фактором с наибольшим весом в системе является порядок рождения. В контексте продолжения эксперимента планируется работа с парами сиблингов разного пола.</p>2023-12-29T00:00:00+00:00Copyright (c) 2023 Анна Александровна Шаляпина